Красота человека и природы в киноповести «Очарованная Десна»
Когда я в детстве проходила мимо киностудию имени А. Довженко, меня всегда поражал ее большой фруктовый сад. Особенно весной, когда яблони и груши цвели, и сад превращался в большое бледно-молочное душистое море, как будто зима возвратилась в город и снежной вьюгой лепестков пленила его. Как-то я спросила отца: «Откуда взялось здесь такое чудо?» И услышала ответ, что этот сад создал Александр Петрович Довженко. «Если человек в своей жизни посадил дерево и вырастил сына, то он недаром прожил жизнь», — говорили когда-то мудрые люди.
А. Довженко был неравнодушным человеком, поэтому всю свою жизнь писал, создавал, рисовал, снимал фильмы.
Однажды после поездки в одно из новых сел Довженко задумался: «Почему украинская живописность уступает место безжизненной мысли архитектора? почему мы отбрасываем живую человеческую душу?» Поэтому и стремился в своих произведениях показать все величие и красоту человеческой души, так как был «призван возвышать украинский народ». Всю свою жизнь Довженко восхвалял родную Украину, ее образ отобразил пастельными, мягкими красками в «Очарованной Десне», встревоженными, грозными молниями изобразил в «Украина в огне». Но горячую любовь автора к родной земле мы видим в его киноповести «Очарованная Десна».
Что представляет собой это произведение? Перед читателями проходят картины детства, увиденные маленьким Сашей. Этот мир — большой, таинственный, зеленый, буйный. Любознательный, мечтательный, с незаурядным воображением, познавая этот мир, будущий писатель погружался в него с головой.
Единство человека с природой, со светом при рождении — главное, что определяет мировоззрение человека. В глазах маленького мальчика все жило двойной жизнью, даже неприглядное содержало в себе часть прекрасного. В киноповести образ коней передается, как образ чего-то прекрасного, высокого.
Красивые, сильные кони, которые появляются в его воображении, на самом деле были худыми, потому что работали всю свою жизнь и умирали в работе. Так и народ с большой душой, который всю свою жизнь жил в бедности, просто не имеет права жить в нуждах.
Отец — мужчина, с которого можно было писать богов, человек с большими сильными работящими руками и умными серыми глазами, топил свою грусть в стакане водки.
Мать, которая похоронила Двенадцать детей, проклинала всю жизнь отца, деда и бабу, которые искалечили ей жизнь, — воплощение женской судьбы. Она все-таки прекрасна, потому что у нее красивая душа и работящие руки, которые посадили и вырастили за свою жизнь много чего… «Когда вылезают именно из земли разные ростки, вот это мне радость», — любила говаривать она.
И мать, и отец, и дед, схожий на добрый дух, и злая, сварливая прабабушка, — все они составляют единый образ народа, того народа, составной частью которого так остро ощущал себя Довженко. А не поэтому ли обращается он к светлым истокам детства, что реальность и люди, а особенно политическая система, жестоко подвергли его наказанию. Вспомним лишь фельетон Д. Бедного «Философы», именно из-за него А. Довженко стыдился ходить по улицам Москвы, поседел и постарел за несколько дней. «Очарованная Десна» — это бегство от действительности в светлый мир детства, это — источник воодушевления для писателя.
Или не в том причина нашей бездуховности, в том, что не обращаемся к своим корням, хотим звезды срывать с небес, а наклониться и увидеть звездочку в луже не умеем. Серый тот человек, работа которого не согрета теплыми лучами детства.
Красота человека и природы в киноповести «Очарованная Десна»