Краткая информация об изменении экзаменационной модели по литературе в формате ЕГЭ на 2008 год
Новая версия ЕГЭ по литературе — результат многолетней экспериментальной работы, цель которой — поиск экзаменационной модели, наиболее адекватной специфике предмета. С этой точки зрения наименее эффективными показали себя задания с выбором ответа, структура которых не учитывает особенности литературного анализа, далеко не всегда предполагающего выбор единственно правильных, обобщенно-формализованных ответов. Использование в заданиях указанного типа так называемых Ложных дистракторов применительно к литературе может привести к их актуализации в памяти учащихся в ущерб подлинно верным представлениям.
В большей степени при работе с художественным текстом эффективно использование заданий с кратким ответом, проверяющих знание конкретных литературных фактов и отдельных элементов художественной формы . Однако наиболее важной, «несущей» конструктивной частью экзаменационной модели является ныне расширенный комплекс заданий, требующих развернутого связного ответа.
В новой версии заданий с развернутым ответом семь. К каждому из предлагаемых для анализа художественных текстов отнесено три задания с развернутым ответом в объеме 5-10 предложений. Первое из них затрагивает проблематику произведения или фрагмента, его место и роль в произведении, второе — средства воплощения авторской идеи , третье требует включения анализируемого материала в литературный контекст.
Таким образом обеспечивается «ступенчатая» схема разбора .
В заключительной части работы экзаменуемый выполняет наиболее объемное задание, предполагающее создание полноформатного связного высказывания на литературную тему, сформулированную в виде проблемного вопроса . Эта часть неизменно присутствовала во всех предыдущих версиях ЕГЭ по литературе.
Подобная комбинация заданий призвана обеспечить необходимую содержательную валидность экзамена и одновременно выявить уровень сформированности у выпускников основных учебных умений, соответствующих ряду важнейших предметных компетенций — читательских, литературоведческих и речевых.
Краткая информация об изменении экзаменационной модели по литературе в формате ЕГЭ на 2008 год