Краткие сюжеты романов Льва Толстого
В русской литературе нет другого писателя, творчество которого было бы так сложно и многообразно, как творчество Льва Николаевича Толстого. Л. Н. Толстой родился в 1828 году в Ясной Поляне в семье графа. Здесь прошли его детские годы. Толстой рано лишился родителей. В возрасте 13 лет он переехал в Казань, к одной из сестер своего отца, где прожил шесть лет. В 1844 году он поступил в Казанский университет, сначала на восточный, а затем на юридический факультет. В университете он увлекся самостоятельной работой над исторической темой, но, пробыв там три года, оставил университет. Толстой уехал в Ясную Поляну, владельцем которой он стал после раздела отцовского наследства. Писательская деятельность Толстого началась в конце 1850 года в Москве. Шесть лет работал писатель над своей автобиографической трилогией «Детство», «Отрочество», «Юность» (1851-1856).
В творчестве Толстого большое место уделялось событиям, очевидцем и участником которых он был. Он поступил в действующую армию, был сначала юнкером, затем получил младший офицерский чин.
События Кавказской войны Толстой описал в рассказах «Набег» (1853) «Рубка леса» (1855), «Разжалованный» (1856) и много десятилетий спустя — в повести «Хаджи-Мурат» (1896-1904). События этой войны легли в основу его повести «Казаки» (1863) и рассказа «Кавказский пленник». Когда началась Крымская война, Толстой перевелся с Кавказа сначала в Дунайскую армию, а затем в Севастополь. Мужество и героизм защитников города писатель обессмертил в «Севастопольских рассказах».
В 1856 году Толстой уезжает в Ясную Поляну. Здесь он написал рассказ «Утро помещика», показав себя глубоким знатоком крестьянского быта и сумев верно передать мужицкий «взгляд на вещи». Также он написал рассказы «Метель», «Записки маркера» (1856), «Люцерн» (1857) и повести «Два гусара» (1857-1858) и «Альберт». Семь лет напряженного, сосредоточенного труда Толстой посвятил созданию романа-эпопеи «Война и мир» (1863-1869). По громадному охвату событий, по числу действующих лиц, по художественной мощи это произведение не имеет равных в мировой литературе. «Война и мир» — русская национальная эпопея. В этом романе нашел отражение национальный характер великого русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба («Война и мир»).
Менее чем через десять лет после «Войны и мира» Толстой создает роман «Анна Каренина» (1873-1877). Героиня романа посмела переступить «законы» великосветского общества, и это общество отвернулось от нее, преследовало ее клеветой, грязными сплетнями ( «Анна Каренина»). В последнее десятилетие жизни писатель занимался, как всегда, напряженным творческим трудом. Толстой создает одну из лучших своих пьес — «Живой труп». Герой пьесы — Федор Протасов, человек добрейшей души, мягкий, совестливый, — уходит из семьи, отказывается от привычной ему обстановки и попадает на «дно». В здании суда, не выдержав лжи и притворства «добропорядочных людей», он кончает жизнь самоубийством. В статье'»Не могу молчать» 0908) Толстой протестует против зверских расправ царизма с участниками первой русской революции. В рассказе «После бала» чувствуется глубокая боль за поругание человеческого достоинства, за невинно погубленных людей. ( «После бала»). В 1899 году Толстой закончил роман «Воскресение», над которым работал около десяти лет.
Сюжет романа — история князя Нехлюдова и соблазненной им девушки из народа Катюши Масловой. Автор не идеализирует своего героя, он показывает, как в душе у Нехлюдова жили два начала — духовное и животное, но они находились в постоянной борьбе между собой. Герои романа представляют все «этажи» пореформенного русского общества. Л. Н. Толстой — гениальный художник слова, его перу принадлежит много рассказов, повестей, статей, поэтому известие о смерти великого писателя вызвало чувство скорби у миллионов его читателей. С годами интерес к творчеству писателя не ослабевает, а, наоборот, растет. Общепризнанно его влияние на мировой литературный процесс. А. Франс говорил: «Своей жизнью он провозглашает искренность, прямоту, целеустремленность, твердость, спокойный и постоянный героизм, он учит, что надо быть правдивым и»надо быть сильным… Именно потому, что он был полон силы, он всегда был правдив!»
Трагедия — жанр драматургии, проникнутый пафосом трагического. Основу трагедии составляют общественные конфликты, коренные проблемы человеческого бытия, столкновения личности с судьбой, обществом, миром. Трагедии обычно заканчиваются гибелью главного героя. Начиная с XVIII века и особенно в драматургии реализма жанр утрачивает строгость; трагедия сближается с драмой, возникают промежуточные жанры, например: «мещанская трагедия» (Шиллер), трагическая драма (Гюго), историческая драма (Пушкин), героическая драма (Вс. Вишневский), с конца XIX века актуальной становится трагикомедия.
ТРОПЫ — в стилистике и поэтике — употребление слова в образном смысле, при котором происходит сдвиг значения слова от прямого к переносному. Виды тропов — метафора, метонимия, синекдоха, гипербола и др.
Краткие сюжеты романов Льва Толстого