Краткий очерк о пьесах Кальдерона
Кальдерон, как выдающийся художник не ограничивается выражением аскетической идеи. Он противопоставляет этой идее жизни. Например, в «Стойком принце» Кальдерон, объединяет историю святого подвижника с историей сугубо светского характера — изображает любовь принцессы Феникс к мавританскому полководцу Мулею, а также уводит образ шута, солдата Брито. В пьесе «Поклонение кресту «трезвую, скептическую ноту привносят недалекие умом крестьяне — Хиль и Менга. То самое касается и пьесы «Чудодейственный маг», посвященной зарождению христианства и его столкновенью с иным большим мировоззрением старика мира — язычеством.
Центральным произведением Кальдерона, философская драма «Жизнь — это сон», в которой драматургу с чрезвычайной глубиной удалось выразить не только личное мировоззрение, а и мировоззрение всей эпохи, которую он представлял. Концепция Кальдерона, полемически противостоит концепции жизни, которую развивали художники Ренессанса. Действие пьесы происходит в католической Польше, ни одного реального представления о которой тогдашний испанец не мог иметь. Перенесши действие в Польшу и сделав одного из персонажей герцогом Московским, Кальдерон, освободил себя от необходимости придерживаться исторической точности. Содержание и стиль произведения не только объясняет жизнь, а и предоставляет ему смыслового символического освещения.
Король Польши Басилио — астролог и маг — узнал на основании неотразимого пророчества, которое его сын станет предателем и тираном, посягнет на жизнь отца и принесет государству большие беды. Беспокоясь об интересах империи и отчизны, Басилио, который верил у пророчества, совершил со своим сыном жестоко — подверг заключению в башне и сковал цепями. Для Сехисмундо башня должна быть и колыбелью, и могилой. Сехисмундо — человек «естественный». Он скован и морально, поскольку зависит от природы, от своих страстей. Сам герой называет себя объединением человека и зверя. Человеком он есть потому, что мыслит, так как любознательный и обращается к небу с вопросами, а зверем — потому, что является рабом своей животной природы. Знаменитый монолог Сехисмундо в первой сцене первого акта — результат глубокой мысли:
Как в отчаянии безумных,
Клокочу, словно Везувий,
Сердце вырвал бы из груди!
Где же здесь, правда? Ум где?
Где закон, который ставит меру?
Чтобы человеку — нет, не верю! —
Господь Бог того не дал,
Что так щедро дарил
Реке и рыбе, птицы и зверю?!
(Пер. Г. Лукаша)
Сюжет связан с тем, что Басилио усомнился и решил проверить пророчество. Сехисмундо напоили сон-зельем, спящего перенесли во дворец и, когда он проснулся, объявили принцем. Попав во дворец, герой превратился из раба у тирана, став символом тиранического правителя: он выбрасывает слугу через окно, грозится отцу и т. д.. Когда Сехисмундо снова просыпается в тюрьме, ему сообщают, что все, что случилось с ним во дворце, было сном. Но герой наделен умом, и логика его соображений такая: то, что случилось во дворце, ничем не отличается от того, что происходит в тюрьме. И если его жизнь во дворце было сном, значит, вся наша жизнь является сном. Сон — это что-то прошедшее. Сехисмундо пробудился от сна, в котором он был принцем, но он не пробудился от сна жизни. Все — иллюзия и мираж. Под влиянием этой мысли начинает перерождение Сехисмундо. В пьесе выраженная утопическая идея самовоспитания принца. В последнем действии трагедии правитель Сехисмундо действует мудро, доброжелательно. Он победил свои страсти, и теперь власть принадлежит не только ему, поскольку он — орудие Бог. Таким образом, Кальдерон, развивает в пьесе мысль, которая ради тщеславной и мелочной земной жизни не следует отказываться от вечной жизни.
Кроме комедий, в раздел бытового театра Кальдерона входят и его «драмы чести», Драматург написал несколько таких драм. Как и в Л. де Веги, в них обрисованная измена жены и то, как мужчина наказывает изменницу, возвращая честь семьи. Известнейшие из них — «Врач своей чести», «За скрытое оскорбление скрытая месть», «Художник своего позора». Воссоздавая в этих пьесах одну и одну и ту же ситуацию, Кальдерон, изображает разные человеческие типы, разные психологические отношения между супружеством, варьирует развитие сюжета.
Кальдерон, брал сюжеты не только из истории Испании, а и из истории других стран, как, например, в драме «Ересь в Англии», какая посвященная господству английского короля Генриха VIII и начала Реформации в этой стране. Относительно пьес на тему испанской истории, нужно отделить драмы «Любовь после смерти» (прибл. 1633), в какой два плана, две сюжетные линии — рыцарская любовь мавра Альваро Тумаке к красавице-мавританке Клары Малек и восстание морисков Альпухари, придушенное испанцами, «Осада Бреди» — об осаде голландской крепости в северному Брабанте.
В последний период своей жизни Кальдерон, писал лишь «аутос сакраментален» — пьесы, которые можно назвать богословскими трактатами в драматической форме. Аутос — драматический спектакль, связанный с тайной причастия, которую разыгрывали на площадях для простонародья, Кальдерон, реформировал и предоставил ей богословско-схоластичного характера. Одно из известнейших философских аутос драматурга — «Большой театр мира». Кроме философских, Кальдерон, писал аутос на мифологические сюжеты с теологическим толкованием, на темы Старика Завещания, на легендарные и исторические сюжеты, вдохновить притчами с Евангелия.
В его пьесах действие разворачивается динамично и бурно, стихия жизни толкает его героев на преступления и нарушение существующих законов. Вместе с тем драматург выстраивает свои пьесы рационалистически, достигает симметрии, с математической точностью разворачивая интригу и ведя ее к гармоническому финалу. Известный исследователь Х. М. де Коссио заметил, что интеллектуализм и рационализм Кальдерона содержатся не только в интеллектуальных и философских монологах его персонажей, а и в изображении страстей. Мастерство испанского драматурга впечатляющая, она сориентирована на выражение барочной концепции жизни. Динамика жизни, ее хлипкость и стойким порядком и величием.
Краткий очерк о пьесах Кальдерона