Краткий пересказ второго тома дилогии Манна Генрих IV
Вторая книга в целом мрачнее первой, тональность ее отражает настигающую Генриха усталость. Но здесь становится более очевидной неотвратимость прогрессивного исторического движения, в ней действеннее связи Генриха с народом, шире круг его друзей гуманистов; рядом с ним его бессмертные современники — Монтень, Агриппа д’Обинье. Мысли Генриха перекликаются с мыслями Рабле, со стремлениями борцов-гуманистов ХХ столетия. Дилогия о Генрихе IV при всей ее эпической широте несет в себе черты романа-трагедии: идеалы героя, обогнавшие его время, сталкиваются с исторической неподготовленностью мира к их осуществлению. Дилогии вместе с тем присущи черты романа-эпопеи, где широта и многослойность изображения соединены с остротой противоречий между силами жизни и смерти, где речь идет о судьбах нации, народа, государства.
Это и роман-урок. Длительное пленение Генриха в Лувре, его поражения и утраты, так же как его успехи и завоевания,- все это опыт, и осмысление его поучительно для современников Г. Манна. Опыт учит, что варварство обречено, как бы длительно ни было его господство, что «несчастье может даровать неожиданные пути к познанию жизни», что из поражения может быть извлечена грядущая победа, что добро надо отстаивать не только словом, но и мечом. Опыт учит, что решать должен только разум, что «жизнь имеет цену, лишь пока она разумна». Генрих Манн выделяет эту мысль, он формулирует ее в авторском комментарии к повествованию о событиях, вкладывает в уста Генриха IV и других героев гуманистов, а также в моралите, которыми он завершает каждую часть первой и всю вторую книгу дилогии. Моралите написаны на французском языке. Генрих Манн писал своему брату Томасу: «Я хотел, чтобы немецкий и французский на этот раз перемешались. От этого я всегда ждал лучшего для мира». Моралите называлась аллегорическая назидательная драма XV—XVI вв. Здесь это слово означает: назидание. Моралите — это аккорды, ограничивающие этапы пути Генриха IV, и они вместе с тем-вершины, с которых обозреваются прошлое и современность. В них — концентрация философ-ско-нравственного смысла дилогии, и они же выполняют по отношению ко всему повествованию поэтизирующую роль, придавая оттенок легендарности изображенным историческим событиям. Дилогия Манна о Генрихе IV — одно из самых замечательных произведений немецкой антифашистской литературы. Черты высокой трагедии соединяются здесь с эпической широтой и многокрасочностью. Томас Манн увидел в дилогии синтез духовных начал, определявших личность и творчество его старшего брата. Писатель-коммунист Франц Вайскопф считал дилогию вершинным созданием ее автора: «Все краски богатой палитры Генриха Манна сияют в этом произведении, все выдающиеся свойства его предшествующих книг объединились в нем». Книг этих немало, и среди них такие, что составляют славу немецкой литературы.
Краткий пересказ второго тома дилогии Манна Генрих IV