Краткое изложение пьесы В. С. Розова «В поисках радости»
В критике тех лет быстро закрепилось обозначение молодых героев популярного драматурга — «розовские мальчики». Даже сама фамилия автора удивительно соответствовала характеру его персонажей — юных мечтателей, максималистов, видевших жизнь в «розовом» свете и преподносивших взрослым уроки независимости и доброты. Критик И. Соловьева проницательно подметила совпадение мироощущения Андрея Аверина и лирического героя поэзии Е. Евтушенко 1950-х годов. Это тем более верно, что главный герой следующей пьесы Розова «В поисках радости» (1956) Олег Савин тоже пишет стихи:
«Как будто в начале дороги Стою, собираясь в путь, Крепче несите, ноги, Не дайте с дороги свернуть! Знаю, тропинки бывают, Ведущие в тихий уют, Где гадины гнезда свивают, Где жалкие твари живут. Нет мне туда дороги, Пути в эти заросли нет! Крепче несите, ноги, В мир не добытых побед!»
Эти неумелые, наивные строки, которые Олег читал в финале пьесы, проникнуты антимещанским пафосом, составляющим атмосферу всего произведения. Противостояние романтического бескорыстия и потребительского «вещизма» выражено в нем со всей недвусмысленностью противопоставлением юного Олега и жены его старшего брата Леночки. Именно из-за нее, считает молодой герой, брат, талантливый ученый, оставил науку и занялся зарабатыванием денег для приобретения всех тех материальных благ, о которых она мечтает. Ближайшая цель и смысл Леночкиной жизни — покупка современной полированной мебели. Юный романтик Олег, у которого отец погиб на фронте, а мать Клавдия Васильевна одна поставила на ноги четверых детей, не может понять и разделить Леночкиного «мещанского» восторга, когда она нежно гладит только что купленный сервант, приговаривая: «Красавчик ты мой! Прелесть ты моя!»
Хрестоматийной стала кульминационная сцена пьесы «В поисках радости». Олег случайно поцарапал новый Леночкин стол, и та в отместку выбрасывает в окно его аквариум. Обилие восклицательных предложений, бурных эмоций в этом эпизоде уже в те годы вызывало иронию у многих критиков, писавших о неадекватных реакциях розовских «героев в коротких штанишках». Однако эти герои и в те годы, и много позже автором неизменно оправдывались. Их помыслы были чисты, их стремление бороться со злом во всех его проявлениях не подлежало сомнению, их желание обрести свое место в жизни неизменно радовало драматурга. «Но где-то есть это мое место. Оно — только мое. Мое! Вот я и хочу его найти. Призвание — это, наверное, тяга к этой точке», — рассуждал герой пьесы «В добрый час!». Андрей Аверин и Олег Савин, сами пребывавшие «в поисках радости», несли эту радость и молодым зрителям-современникам.
«Леночка. Чтоб сдохли твои проклятые рыбы! Чтобы они сдохли!.. К черту их! (С размаху швыряет банку в окно.) Олег (кричит). Они же живые! (Бросается во двор.) …Ты моих рыб! Ты!!! Из-за этого барахла!.. Ты… (Вдруг начинает срывать покрывала с мебели, бьет вещи кулаками, царапает ногтями, плюет.) Леночка. Оставь! Что ты! Оставь! Олег. Нет!!! (Вдруг вскакивает на диван, хватает саблю, вытаскивает ее из ножен и начинает рубить вещи.) Леночка (кричит). А-а-а!.. А-а-а!»
Краткое изложение пьесы В. С. Розова «В поисках радости»