Краткое изложение романа Толстого «Воскресение»
Сюжет романа характеризуется развитием двух линий: жизненной судьбы Катюши Масловой и истории переживаний Нехлюдова. Линии эти перемежаются. Путь героя-дворянина в романе изображен Толстым как путь от дворянства к народу, к слиянию с ним.
Первая сюжетная линия выдвигается, таким образом, как основная, главенствующая. Применяя художественную антитезу как основной прием развертывания действия романа. Толстой попеременно проводит читателя то через картины жизни, взятые из социальных верхов , то через мрачные, душные казематы, зловонные тюрьмы, пересыльные пункты, разоренные нищие деревни.
Это противопоставление, являясь основным принципом развертывания образов, позволяет писателю со всей силой своего художественного гения раскрыть систему лжи и насилия, характерных для общества, и показать во всей полноте мир угнетателей и мир угнетенных. Помимо крестьянства и дворянства, Толстой вводит в роман революционную интеллигенцию. Так возникла третья сюжетная линия.
Показывая государственные учреждения н правительственный аппарат непосредственно от себя и через восприятие Нехлюдова, духовно близкого ему. Толстой резко подчеркивает классовый характер государственных учреждений в капиталистическом обществе.
Рисуя суд, Толстой отмечает равнодушие судей к существу дел, рассматриваемых, а еще более к личностям подсудимых преступно-небрежное отношение к судопроизводству, занятость каждого судьи, призванного решать судьбу человека, своими личными делами, в результате чего невиновные люди осуждаются на каторжные работы. Он показывает карьеризм представителен прокуратуры, добивающихся повышения по службе количеством обвинительных приговоров, достигнутых хотя бы и ценен явной лжи и передержек .
Столкнувшись с высшими бюрократическими сферами в Петербурге, Нехлюдов видит и здесь то же самое. Нравственному разложению людей содействует — показывает Толстой — и церковь, тесно связанная с государством, как одно из орудий насилия, именем Христа освящающая творящееся в суде насилие, тюремные застенки . Представители церкви обманывают народ «таинством» превращения хлеба и вика в тело и кровь бога, проповедуют нестяжательство и в то же время наживают капиталы.
Главный герой романа — Нехлюдов. Князь Нехлюдов — исключительная личность среди землевладельческого дворянства. Он многим напоминает излюбленных героев Толстого: Безухова, Левина.
Общее у Нехлюдова с названными героями — его напряженные идейные искания, попытки прийти к «согласию с самим собой».
В заключительных строках романа мы видим Нехлюдова не протестантом против социального зла, а моралистом, который вычитывает из евангелия кормы поведения человека, обеспечивающие установление «царства божия на земле». Так Толстой утверждает идею о непротивлении злу насилием, идею, осложненную проповедью нравственного самоусовершенствования человека как единственного пути к радикальному изменению жизни людей.
В образе Масловой, как и в образе Нехлюдова, Толстым ставится и разрешается проблема человеческого поведения в плоскости самоусовершенствования, морального «воскресения». Историей жизни Масловой Толстой резко разоблачает «моральные устои» буржуазного общества, рисуя картины узаконенного разврата, пьянства, цинизма. Трудный путь на каторгу сближает Маслову с политическими ссыльными , и благодаря их высоким моральным качествам движение Катюши к «воскресению» идет уверенно и быстро.
В конце романа мы видим уже женщину, рассматривающую свое будущее в духе отказа от эгоистических стремлений.
Так — показывает Толстой — совершалась победа «духовного» начала над «чувственным»; так, пройдя через неверие и отчаяние, «воскресла» к новой жизни Катюша Маслова.
Тяжелое положение крестьянства Толстой описывал уже в произведениях раннего периода . Положение это не улучшилось и через несколько десятилетий. В романе «Воскресение» Толстой открыто указывает на это.
Описывая мрачными красками положение крестьян. Толстой не мог, конечно, обойти в романе вопрос о той общественной группе, которая ставила своей задачей борьбу за народное счастье. Естественно, что идейные позиции Толстого определяли и его отношение к этой революционной группе.
Белинский подчеркивал у Толстого особое искусство срывания «всех и всяческих масок». Блестящий пример этого срывания «всех и всяческих масок» мы имеем в романе «Воскресение» в описании богослужения в тюремной церкви. Здесь почти каждое слово художника — разоблачение религии.
Краткое изложение романа Толстого «Воскресение»