Краткое содержание «Чистого понедельника» Бунина
Каждый вечер зимы 1912 года рассказчик посещает одну и ту же квартиру напротив храма Христа спасителя. Там живет женщина, которую он безумно любит. Рассказчик возит ее в шикарные рестораны, дарит книги, шоколад и живые цветы, но не знает, чем все кончится. О будущем она говорить не хочет. Настоящей, последней близости между ними еще не было, и это держит рассказчика «в неразрешимом напряжении, в мучительном ожидании». Несмотря на это, он счастлив рядом с ней.
Она учится на исторических курсах и живет одна — ее отец, вдовый просвещенный купец, обосновался «на покое в Твери». Все подарки рассказчика она принимает небрежно и рассеянно.
Похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом.
У нее есть любимые цветы, книги она прочитывает, шоколад съедает и ужинает с большим удовольствием, но ее единственная настоящая слабость — «хорошая одежда, бархат, шелка, дорогой мех».
И рассказчик, и его возлюбленная молоды и очень красивы. Рассказчик похож на итальянца, ярок и подвижен. Она смугла и черноглаза как персиянка. Он «склонен к болтливости и простосердечной веселости», она всегда сдержана и молчалива.
Рассказчик часто вспоминает, как они познакомились на лекции Андрея Белого. Писатель не читал лекцию, а пел ее, бегая по сцене. Рассказчик «так вертелся и хохотал», что привлек внимание девушки, сидящей в соседнем кресле, и та смеялась вместе с ним.
Иногда она молча, но не противясь, позволяет рассказчику целовать «ее руки, ноги, изумительное в своей гладкости тело». Почувствовав, что он больше не может владеть собой, она отстраняется и уходит. Она говорит, что не годится для брака, и рассказчик больше не заговаривает с ней об этом.
Наша неполная близость казалась иногда невыносимой, но и тут — что оставалось мне, кроме надежды на время?
То, что он смотрит на нее, сопровождает в рестораны и театры, составляет для рассказчика муку и счастье.
Так рассказчик проводит январь и февраль. Приходит Масленица. В Прощеное воскресенье она велит заехать за ней раньше обычного. Они отправляются в Новодевичий монастырь. По дороге она рассказывает, что вчера утром была на раскольничьем кладбище, где хоронили их архиепископа, и с восторгом вспоминает весь обряд. Рассказчик удивлен — до сих пор он не замечал, что она так религиозна.
Они приезжают на кладбище Новодевичьего монастыря и долго ходят между могил. Рассказчик смотрит на нее с обожанием. Она замечает это и искренне удивляется: он действительно любит ее так сильно! Вечером они едят блины в трактире Охотного ряда, она снова с восхищением рассказывает ему о монастырях, которые успела посмотреть, и грозится уйти в самый глухой из них. Рассказчик не воспринимает ее слова всерьез.
На следующий вечер она просит рассказчика отвезти ее на театральный капустник, хотя и считает подобные сборища исключительно пошлыми. Весь вечер она пьет шампанское, смотрит на кривляния актеров, а потом лихо танцует польку с одним из них.
Глубокой ночью рассказчик привозит ее домой. К его удивлению, она просит отпустить кучера и подняться к ней в квартиру — раньше она этого не позволяла. Они сближаются окончательно. Под утро она сообщает рассказчику, что уезжает в Тверь, обещает написать и просит оставить ее теперь.
Письмо рассказчик получает через две недели. Она прощается с ним и просит не ждать и не искать ее.
В Москву не вернусь, пойду пока на послушание, потом, может быть, решусь на постриг… Пусть Бог даст сил не отвечать мне — бесполезно длить и увеличивать нашу муку…
Рассказчик исполняет ее просьбу. Он начинает пропадать по самым грязным кабакам, постепенно теряя человеческий облик, потом долго, равнодушно и безнадежно приходит в себя.
Проходит два года. Под Новый год рассказчик со слезами на глазах повторяет путь, который проделал когда-то вместе с любимой в Прощеное воскресенье. Затем он останавливается у Марфо-Мариинской обители и хочет войти. Дворник не пускает рассказчика: внутри идет служба для великой княгини и великого князя. Рассказчик все же заходит, сунув дворнику рубль.
Во дворе обители рассказчик видит крестный ход. Возглавляет его великая княгиня, за ней следует вереница поющих инокинь или сестер со свечами возле бледных лиц. Одна из сестер вдруг поднимает черные глаза и смотрит прямо на рассказчика, словно почувствовав его присутствие в темноте. Рассказчик поворачивается и тихо выходит из ворот.
Краткое содержание «Чистого понедельника» Бунина