Крестьянская и помещичья Русь в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина
Салтыков-Щедрин — один из выдающихся писателей-сатириков русской литературы. Многие его произведения направлены на обличение пороков общества. Вершины выразительности он достигает в своих небольших сказках «для детей изрядного возраста». Именно отношения между народом и помещиками, чиновниками стали основной темой многих его сказок.
Писатель прекрасно изучил жизнь чиновников, несправедливость порядков, жизнь разных слоев общества. Будучи вице-губернатором, он имел возможность убедиться, что Российское государство прежде всего заботится о дворянах, а не о народе. Пафос сказок заключается в разоблачении социального неравенства, жестокой эксплуатации народных масс помещиками, в любви к угнетенному и страдающему народу, в думах о его бесправном положении, в горьких сетованиях на его покорность, на его наивные политические надежды найти правду и защиту у власти.
Сатирик критикует не только деспотизм и эгоизм угнетателей, но и покорность самого трудового народа. В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин клеймит ничего не умеющих, беспомощных генералов. Он с достаточной долей сарказма показывает нам ужасающую картину, как голодные генералы готовы съесть друг друга, не умея достать пищу в кишащих рыбой ручьях, в лесу, полном фруктов.
Паразитический образ жизни приводит к тому, что они не знают элементарного: верят, что булки растут на деревьях в том виде, в каком их подают к столу. Но вот, что генералы прекрасно знают и умеют, так это эксплуатировать народ. Чтобы не погибнуть на острове, они отыскивают «лежебоку мужика», который впоследствии все для них и сделает: и пищу приготовит, и с острова вывезет домой, и платы не потребует. Но сатира писателя направлена здесь и против мужика, который «суп в пригоршнях готовит, силки плетет…», но и веревку, которой его связывают, он изготавливает сам. Даже когда мужик кормит генералов яблоками, для них он выбирает спелые да румяные, а себе — кислые да гнилые.
Откуда такая покорность? Писатель возмущен таким положением вещей, он видит в этом вину не только правящего класса, но и крестьян, разрешающих закабалять себя, не поднимающихся на социальный протест, довольствующихся малым. В сказке «Самоотверженный заяц» похожая ситуация. Заяц покорно ждет, когда сытому волку придет охота его съесть.»Добрый» волк отпускает Зайца домой проведать невесту.
И Заяц возвращается, покорно ждет своего часа. В сказке «Коняга» писатель размышляет о судьбе крестьянства. Если мужик из сказки о двух генералах сообразителен, то образ коняги из одноименной сказки становится символом порабощения народа. Генералы, помещики, буржуазия, купцы, как «пустоплясы», говорят о своей любви к народу, восхищаются его трудолюбием, а на деле живут чужим трудом.
Сытые «пустоплясы» в духе идей славянофилов и либералов рассуждают о причинах бессмертия Коняги. Один предполагает, что Коняга силен тем, что в нем от постоянной работы «здравого смысла много накопилось», другой видит в Коняге «жизнь духа и дух жизни», третий утверждает, что Коняге «труд дает… душевное равновесие», четвертый — что просто Коняга привык к участи своей и нуждается только в кнуте. Писателю горько, что русское крестьянство своими руками вьет веревку, которую угнетатели накинули ему на шею.
Щедрин призывает народ задуматься над своей судьбой, сбросить гнет. Сочувствуя угнетенному народу, Щедрин выступает против жестокой эксплуатации народных масс помещиками. Помещики изображаются никчемными, дикими, ведущими паразитический образ жизни. В сказке «Дикий помещик» эксплуататор народа пожелал, чтобы все мужики пропали. Так и произошло.
Только помещик в результате стал диким, беспомощным, потому что без крестьян он ничего не мог сделать. Всю жизнь этот помещик жил за счет труда крестьян, а когда они исчезли, он совсем одичал. Крестьянский труд не ценился, помещики не осознавали, что без него они погибнут.
Мы видим, что сказки Салтыкова-Щедрина — великолепный художественный памятник минувшей эпохи, пример осуждения всех форм зла во имя добра, равноправия и справедливости. В этих небольших шедеврах сатирического искусства, предназначенных «для детей изрядного возраста», писатель создает очень яркий образ крестьянской и помещичьей Руси, который поражает своей точностью и актуальностью и для наших дней. Автор изображает бесправие русского народа, противопоставленное хорошей жизни «власть имущих».
Не это ли же, по сути, присутствует и в современной жизни? Остается только надеяться, что труд Салтыковка-Щедрина, направленный на борьбу за улучшение жизни, когда-нибудь принесет достойные плоды и его голос будет услышан.
Крестьянская и помещичья Русь в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина