«Крошка Цахес, по прозванию Циннобер», художественный анализ новеллы Гофмана
Новелла «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» была написана Э. Т. А. Гофманом в 1819-м году. Основной идеей произведения стало сатирическое изображение социального мироустройства Германии начала XIX века и высмеивание отдельных пороков, характерных для всего человечества.
Движущей силой сюжета являются сказочные персонажи — фея Розабельверде, живущая в крохотном живописном княжестве со времен правления благосклонного к чудесам князя Деметрия, и доктор Проспер Альпанус — известный во всем мире волшебник, умело замаскировавшийся под обычного ученого в период насаждения Просвещения сыном Деметрия — Пафнутием.
Прошлое маленького государства — идиллически-романтическое: подданные князя Деметрия живут в гармонии с природой и чудесами; настоящее «просвещенного» мира — печально-разумно: люди боятся всего необычного и подчиняют природу своим нуждам , зачастую корыстным. Волшебные существа не вписываются в современный мир не потому, что способны нарушить его устои самим своим существованием, а исключительно в силу невозможности подчиняться законам — к примеру, об акцизных сборах .
Художественное пространство произведения — «просвещенная» реальность, внутри которой существуют отдельные участки волшебного прошлого: либо в формате сказочного существа, замаскированного под обычного человека , либо в виде огороженной частной территории . Проникнуть в сущность чудесного можно двумя способами: с помощью волшебных предметов или собственной души . Последняя, по замыслу автора, обязательно должна иметь поэтическую природу, поскольку только Поэт может считаться истинным жителем страны Фантазии .
Размеренная жизнь княжества нарушается появлением в Керепесе нового студента — бывшего маленького уродца, сына бедной крестьянки Лизы, по имени «крошка Цахес». Наделенный волшебным даром присваивать себе достоинства тех, с кем он находится рядом, герой быстро проходит путь возвышения — от способного студента до министра иностранных дел Циннобера. Внешнее уродство крошки Цахеса, напоминающего собой «диковинный обрубок корявого дерева» с «паучьими ножками», полностью замещается красотой окружающих точно так же, как невнятная речь становится ясной, а плохие манеры — прекрасными.
Бальтазар — единственный из персонажей новеллы видит крошку Цахеса таким, какой он есть; остальные герои оказываются подвержены волшебному мороку: они безоговорочно принимают совершенного Циннобера и впадают в легкое недоумение только тогда, когда он «крадет» их собственные достоинства . Друг Бальтазара — референдарий Пульхер, которого крошка Цахес лишил должности тайного экспедитора в МИДе, поначалу не может поверить в то, что это произошло чудесным путем. Молодой человек предполагает, что Циннобер добился повышения, как и все, — посредством взятки. Отрицание чудесного в судьбе крошки Цахеса несет в себе глубокий символический подтекст — автор таким образом показывает, что в обществе, поклоняющемся деньгам и власти, любой уродливый коротышка может стать прекрасным юношей, полным разнообразных дарований.
Современному миру, по мнению Гофмана, не нужно волшебство, чтобы видеть в человеке то, чего в нем нет: высокая должность и богатство обеспечат ему всеобщий почет.
Преклонение перед сильными мира сего высмеивается автором на примере все того же крошки Цахеса, который предстает перед читателем не только лучшим скрипачом-виртуозом, но и уникальной обезьяной из зоологического кабинета. Подобный гротеск показывает всю нелепость существующих социальных норм, движущихся в сторону самоуничтожения — смерть прославленного министра Циннобера наступает в силу трех причин: страха перед разъяренной толпой , ношения ордена Зелено-пятнистого тигра, приведшего к деформации тела и прекращения дыхания в результате попадания в серебряный туалетный сосуд .
Романтическое двоемирие, проявляющееся в противопоставлении и одновременном взаимопроникновении реального и волшебного мира, соседствует в новелле с «двоемирием» социальным. Выделение внутри общества студенческой прослойки позволяет автору показать разницу между свободомыслящими людьми и филистерами — теми, кто привык вести спокойный бюргергский образ жизни, наполненный простыми мирскими удовольствиями.
Классическим представителем филистера в новелле является профессор Мош-Терпин — вроде бы изучающий живую природу, но видящей в ней только мертвые законы физики. Поэт Бальтазар, воспринимающий природу как продолжение волшебного мира, терпит своего преподавателя исключительно из-за любви к его прелестной дочери Кандиде. Последняя рисуется автором девушкой веселой и непринужденной, в которой можно найти как любовь к немецкой классической литературе , так и весьма разборчивый и тонкий почерк, как нельзя лучше подходящий для записи «белья, назначенного в стирку».
Свадьба Бальтазара и Кандиды символизирует тесное переплетение мечты и действительности и преподносится с долей романтической иронии. Семейная жизнь молодых людей мыслится в рамках волшебного пространства имения Проспера Альпануса, которое в качестве чудес дарит им обыденные вещи — хорошую погоду для стирки белья, небьющуюся посуду, самые вкусные в округе плоды со своего огорода. Фея Розабельверде преподносит невесте более романтический, но тем не менее приземленный подарок — волшебное ожерелье, которое позволяет всегда сохранять хорошее настроение.
«Крошка Цахес, по прозванию Циннобер», художественный анализ новеллы Гофмана