«Крошка Цахес» — шедевр романтической сказки-новеллы
Большие люди — это содержание книги человечества. Ф. Геббель Большие люди редко появляются в одиночестве. В. Гюго.
Ход урока.
I. Актуализация опорных знаний учеников.
Проверка домашней задачи. Методика взаимных вопросов (Вопросы для взаимопроверки ученики подготовили дома).
2. Сообщение ученика-«историка» «Германия конца XVIII — начала XIX столетия».
II. Мотивация Учебной
деятельности.
Учитель. Наполеоновские войны вызвали реакцию в Германии. Для сохранения основ феодального устройства создается Священный Союз Немецкой нации во главе с Пруссией, строгий режим которого продержался с 1815 до 1830 гг. Оппонентом Священного Союза стал Эрнст Теодор Амадей Гофман. Как мыслитель Гофман выступает наследником Енской школы. Требования, которые там выдвигались к идеальному художнику — универсальность искусства, концепция романтической иронии, синтез искусств,- были реализованы Гофманом, с жизнью и творчеством которого мы начинаем знакомство. (Ученики записывают тему урока). Обратите внимание на предложенные эпиграфы урока. Оба высказывания касаются имени действительно великого человека, которым был известный писатель и музыкант. Как вы понимаете эти высказывания? (Ответы учеников).
III. РАбота над темой урока.
1. Сообщение ученика-«биографа» о жизни и творчестве
Гофмана с дополнениями учителя.
Задача для учеников: параллельно с прослушиванием сообщения составить хронологическую таблицу, в которую внести важнейшие события из жизни Гофмана.
Ориентировочное содержание сообщения.
Гофман родился 24 января 1776 года в Кенингсберге, в тогдашний Восточной Пруссии, в семье судебного члена правительства (адвоката). Это была обычная семья, но город был не совсем обычным. Кенингсберг в то время был одним из центров культурной и духовной жизни Германии.
Эрнст был веселым, очень остроумным мальчиком и еще в школе проявил большое дарование к музыке и рисованию. Также настойчиво овладевал искусством слова: охотно брался за создание стихов, рассказов, сказок. Мальчик рано остался сиротой. Его забрал дядя, очень «правильный» мужчина, сухой педант, который не видел пользы в музыкальных увлечениях Эрнста. Он решает судьбу юноши: Гофмана зачислили в местный университет на юридический факультет. Уже на первом курсе университета Гофман для заработка дает уроки музыки и продает свои рисунки, а в девятнадцать лет пишет свое первое музыкальное произведение и первые два романа, которые не были напечатаны и не дошли до нас.
После окончания университета Гофмана направили в Варшаву, где он начинает самостоятельную жизнь. Гофман работает в суде, а поскольку атмосфера криводушничества и корысти, которая властвовала там, становилась невыносимой, в свободное от работы время работает руководителем оркестра, дирижером или художником-декоратором в театрах. Гофман тщательно выполняет свои служебные обязанности юриста, но его душа просит музыки и сердце принадлежит ей. Даже свое второе имя — Амадей — он берет в честь выдающегося австрийского композитора Амадея Моцарта. В Варшаве он создает свою первую оперу, ставит ее на сцене. И все время много пишет. Сперва это были музыкальные произведения: оперы, дуэты, вокальные пьесы, статьи о музыке и музыкантах. Музыка всегда была наслаждением для него, она стала украшением его самых счастливых дней. «Музыка — наиболее романтический из всех видов искусства, Можно даже сказать единственный истинно романтический, поскольку изображает лишь бесконечное»,- так говорил он о своем увлечении.
Именно музыка дарит Гофману любовь — Юлию Марк. В то время ему было 35, а ей — лишь 15. И не это было самым страшным: Гофман состоял в браке (его жена, Михайлина Тищинская, была замечательной хозяйкой). Юлия — в дневнике он называл ее Кетхен — была недосягаемым чудом, и в скором времени ее выдают замуж, даже не спросив, любит ли она будущего мужа. Гофман переезжает в Берлин. Там он получает назначение на должность судебного советника.
С 1812 года он погружается в литературное творчество: пишет два романа, много повестей и рассказов, которые вместе составили шесть больших томов. И все они созданы за какое-то десятилетие.
До самого конца жизни Гофман считался политически неблагонадежным..
В 1818 году писатель заболел, а умер художник от паралича 25 июня 1822 года. Ему было тогда всего 46 лет. Так и закончилась недолгая жизнь этого человека, которого судьба не ласкала: несчастное детство, безрадостная работа, которая не приносила ни удовольствия, ни денег, вечная бедность, болезни, борьба за человеческое достоинство. Проститься с Гофманом пришло совсем мало людей. Среди похоронной процессии был Генрих Гейне. Эпитафией стали слова: «Здесь похоронен Э. Т. А. Гофман, который родился 24 января 1776 г. и умер в Берлине в 1822 г. Он был одинаково замечательный как юрист, как поэт, как музыкант, как живописец».
Вопрос к ученикам:
— Какие факты биографии Гофмана вам больше всего запомнились?
2. Сообщение учителя.
«Крошечка Цахес» — шедевр романтической сказки-новеллы — Именно художественными произведениями Гофман получил себе мировую славу. Большинство его рассказов и повестей и даже один роман имеют сказочные сюжеты, в них рядом с людьми действуют феи, колдуны, добрые и злые духи, животные. Эти сказочные существа живут в произведениях Гофмана по своим собственным законам, но часто и по законам человеческими, а они, конечно, бывают несправедливые и коварные, служат не добру, а злу. Писатель остроумно высмеивает и такие законы, и тех, кто их вводил.
В 1819 году появилась новелла «Крошечка Цахес на прозвище Циннобер», где под жанром сказки скрыта острая социальная сатира. Здесь для того, чтобы добро победило, должны вступиться добрые волшебники. В славной сказке о маленьком Цахесе нам демонстрируется социальная механика закона отчуждения — присвоение определенных заслуг теми, кому они не принадлежат.
Вопрос к ученикам.
— Что вы ожидаете от прочтения книги?
IV. Рефлексия.
1. Составление сенканов на тему «Гофман» Ученики по желанию зачитывают.
Методический комментарий.
Сенкан — пятирядный нерифмованный стих, который составляется по схеме:
1 строка — слово-тема (существительное),
2 строка — 2 прилагательных (определение темы),
3 строка — 3 глагола (активность, действенность, связанная с темой),
4 строка — фраза из четырех слов (понимание темы или отношение к ней),
5 строка — слово-вывод (существительное, синоним (или вывод к теме).
Пример сенкана
Гофман,
Таинственный, одаренный,
Страдал, захватывался, любил,
Полет птицы, безжалостно оборванный,
Талант.
2. «Микрофон».
Заверште предложение: «Интереснейшим для меня сегодня было…».
V. ДОмашняя задача.
Прочитать произведение Э. Гофмана «Крошечка Цахес», ведя «Дневник двойных заметок».
Методический комментарий.
Методика «Дневник двойных заметок» помогает читателям теснее связать материал текста с их собственным опытом и любознательностью. Тетрадь делится на две колонки. В первую записываются фразы, которые больше всего поразили в произведении, которое обрабатывает ученик, во вторую — собственные соображения относительно каждого отдельно взятого фрагмента текста.
Фраза из текста | Мои соображения |
1. | 1. |
«Крошка Цахес» — шедевр романтической сказки-новеллы