Кто нужней России?
Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» был написан в 1861 году. Время действия в произведении ограничено 1855-1861 годами — периодом, значительным и сложным для России. Можно сказать, что годы, в которое происходит действие «Отцов и детей», — это годы исторического и во многом политического перелома.
Достаточно вспомнить, что в это время готовилась и проводилась крестьянская реформа, которая предполагала отмену крепостного права. В этот период русское общество разделилось на два лагеря — дворян и разночинцев-демократов. В обществе возникли споры — какой типаж, герой нужен России будущего? И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» дает свой ответ на поставленный перед обществом вопрос.
В центре произведения — дворянская семья, поколения которой раскололись на два лагеря. «Отцы» — Николай и Павел Кирсановы — принадлежат к «старому» времени с его «принсипами», философией, моралью. Николай Петрович — «прекрасный» человек, добрый, порядочный, романтичный, тонко чувствующий и многое понимающий. Этот герой не критикует молодежь, а старается понять ее.
Мы видим, что он достаточно молод душой, открыт к жизни. Доказательство тому — его любовь к молодой Фенечке, маленький сын Митя. Однако Николай Петрович абсолютно не приспособлен к «практической» жизни.
Это автор подчеркивает уже в самом начале романа, показывая нам заброшенные угодья, принадлежащие этому герою, нищету его крестьян, разруху на полях. Брат Николая Петровича — Павел Петрович — человек иного склада. Наверное, это внутренне самый «мертвый» из всех героев произведения. Кирсанов живет своим прошлым, в котором он был молод, успешен, в котором он любил. Павел Петрович обладает собственными, сугубо консервативными, взглядами на мир, которые построены на четком отделении дворян от всех остальных.
По мнению этого героя, высшая каста априори превыше всех — уже по праву своего рождения. Именно поэтому ей должны служить, признавать ее превосходство и прочее. Однако, как показывает Тургенев, времена изменились. На арену выходят люди, более достойные по своим личным качествам.
И не желающий признавать этого Павел Петрович выглядит жалко и бессильно . На первый взгляд, наиболее «сильным» героем романа кажется уже упомянутый выше Евгений Базаров. Это сильный, умный, образованный, волевой, целеустремленный человек. И Тургенев на протяжении всего произведения подчеркивает многочисленные достоинства этого персонажа.
Даже внешность героя свидетельствует о его большом уме, недюжинных способностях, свободе мысли и поведения. Так, лицо Базарова, «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами… оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». А его одежда и руки выдавали в нем деятельного практика, человека, равнодушного ко всяким авторитетам: «Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал».
Однако в его облике есть одно «но» — взгляды, жизненная философия Базарова. Они построены на нигилизме — принципах разрушения, отрицания, уничтожения. Область чувств, искусства, религии не существует для Базарова. Он считает, что все это — выдумки бездельников аристократов. По мнению героя, существует лишь физиология и необходимость, это и руководит поведением людей.
Базаров убежден во всемогущей силе человека на этой земле. Именно поэтому он считает, что людям подвластно все — они способны отвергнуть весь предыдущий опыт человечества и жить лишь по своему разумению: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, — промолвил Базаров. — В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем». Больше того, герой считает, что нигилисты выполняют священную миссию — разрушают «заблуждения предков». На восклицание Николая Петровича «да ведь надобно же и строить», Евгений отвечает: «Это уже не наше дело…
Сперва нужно место расчистить». У меня нет сомнения в том, что Базаров умен, обладает большим внутренним потенциалом. Однако его убеждения, как мне кажется, неверны и даже опасны, потому что противоречат законам жизни. Наиболее «перспективным» героем мне видится Аркадий Кирсанов. Конечно, он не так умен и внутренне силен, как его «кумир» Базаров.
Однако Аркадий обладает огромным преимуществом перед своим другом — он чувствует, что ему нужно для счастья. Можно сказать, что Аркадий обладает верным внутренним компасом, который, в конечном итоге, направил его на нужный путь — путь семейного счастья, созидательной практической деятельности в своем имении. Таким образом, какой же человек нужен России, по мнению И. С. Тургенева? Думаю, этот человек, несомненно, должен обладать врожденной культурой и душевной тонкостью Николая Петровича Кирсанова, умом, практической сметкой, силой характера Базарова, внутренней гармонией Аркадия Кирсанова.
Таким образом, самый нужный человек для России — это собирательный образ, воплощения которого в действительности Тургенев, увы, не находил.
Кто нужней России?