Л. Н. Толстой — творец русского слова
Сочинение — доклад о творчестве писателя. 60-70-е годы в России — это новый этап в формировании и развитии художественно-реалистической литературы для детей. Исключительная роль в становлении детской литературы в России принадлежит Льву Николаевичу Толстому (1828-1910). Его повести «Детство» и «Отрочество», «Севастопольские рассказы» издавались для детей с 1856 года, печатались отдельными главами в хрестоматиях, в приложениях к детским журналам. Увлеченный педагогической деятельностью, озабоченный просвещением народа, образованием крестьянских детей, писатель в начале 60-х годов печатал в журнале «Ясная Поляна» статьи на педагогические темы, а в приложениях к нему — рассказы для детей.
Для маленьких читателей Толстой продолжал писать и после закрытия журнала. В 1872 году вышла в свет «Азбука» Л. Н. Толстого. Книга включала собственно азбуку, произведения для русского и славянского чтения, арифметику и руководство для учителя. «Горды мечты мои об этой — «Азбуке»…- писал Толстой Н. Н. Страхову, по этой «Азбуке» только будут учиться два поколения русских всех детей, от царских до мужицких, и первые впечатления получат от нее…» Однако педагогическая критика сурово встретила «Азбуку» Толстого. Книга не была рекомендована для народных школ, так как нарушала принятую официальную систему в народном образовании. Писатель болезненно воспринял отрицательное отношение к его четырнадцатилетнему напряженному труду. «Я вполне убежден, что «Азбука» моя есть необыкновенно хорошая и ее не поняли»,- утверждал он. Тем не менее, писатель переработал ее, выпустив «Новую азбуку» и отдельно «Русские книги для чтения» в 4-х частях (1875). «Русские книги» переиздавались много раз и до сих пор сохраняют свою ценность как в отдельных изданиях, так и выборочно в учебных книгах для чтения школьников. Не «два поколения», как полагал Толстой, а десятки их получали и получают первые поэтические впечатления о жизни из его произведений.
Созданию произведений для детей предшествовало глубокое изучение художником запросов, интересов и языка крестьянских ребят. С этой целью Толстой даже занялся совместно с детьми творческой работой, о чем он написал в статье «Кому у кого учиться писать: крестьянским детям у нас или нам у крестьянских детей?». Толстой, несомненно, идеализировал творческие возможности крестьянских детей. Тем не менее подобный эксперимент помогал писателю глубже проникать в психологию ребенка-читателя, в его восприятие окружающего мира. Он ставил перед собой задачу расширить кругозор крестьянских детей, воспитать в них стремление к знанию, высокие нравственные качества: правдивость, честность, трудолюбие, любовь к родине, своему народу, внушить им отвращение к жадности, трусости, лжи, равнодушию, лени, зазнайству, невежеству. «Напрасно думают, что дети не любят морали, — писал Толстой. — Ребенок любит мораль, но только умную, а не глупую, и не в форме поучения, а как видимый и ощутимый результат; не слова, а действия являются руководящими принципами». Ни одну свою мысль Толстой не выразил в произведениях открыто, обнаженно, разве что в форме пословицы, в заглавии («Охота пуще неволи») или в конце произведения («Два раза не умирать, а раз не миновать», «Знает кошка, чье мясо съела»). Известны различные жанры произведений писателя для детей: рассказ, быль, очерк, рассуждение, сказка, басня и др. Он пользовался не только известными литературными жанрами, но и открывал новые. Стремясь к предельному лаконизму, Толстой создавал небывалые по краткости формы произведения. Вот, например, произведение объемом в две печатные строки: «На деревне умер мальчик; мать его плакала, а на улице пели песни. Лес по дереву не плачет».
Глубокая философская мысль о непрерывности жизни, о торжестве всего живого выражена писателем всего в четырех небольших предложениях. Для работы над произведениями для детей Толстой привлек обширный фольклорный материал, как русский, так и иностранный (арабский, индийский, персидский), а также литературные источники (басни Эзопа, сказки Ш. Перро, Г. X. Андерсена и др.), тексты летописей, исторические предания. Но основой его произведений была русская действительность, русское народное творчество: пословицы, былины, сказания, легенды. Быль «Лев и собачка» написана им на основе французского моралистического рассказа. В подлиннике и лев и собачка наделены человеческими чувствами. У Толстого же лев и собачка изображены с присущими этим животным чертами и повадками. В противоположность французскому рассказу с моралистической концовкой о значении дружбы Толстой не делает никаких выводов. Тема дружбы понятна и без разъяснений. В басне «Два товарища» идея раскрывается в ответе покинутого друга, как бы подсказанном медведем: «плохи люди те, которые в опасности от товарищей убегают». В рассказе «Косточка» мораль и идея о честности, совести выражена писателем тремя словами. Солгавший Ваня «покраснел»; услышав замечание отца, что, проглотивши косточку, можно умереть, Ваня «побледнел»; уличенный во лжи, Ваня от стыда «заплакал».
Толстой писал короткими предложениями, применяя главным образом существительные и глаголы, не допуская причастных форм. Он замечал, что «длинный закрученный период, с вставочными и вводными предложениями, не только не есть красота, но он почти всегда скрывает слабость мысли и всегда неясность мысли». Образцом литературного языка писатель считал свою повесть «Кавказский пленник». Он утверждал, что в дальнейшем будет писать так, как написал это произведение. Л. Н. Толстой написал для детей 629 произведений, но в «Русской книге для чтения» поместил лишь 373, остальные были впервые напечатаны уже в советские годы в Полном собрании сочинений писателя в 93 томах (т. 36). В круг детского чтения вошли и написанные не для юных читателей повести Толстого «Детство», «Отрочество». Эти произведения были частями задуманного писателем романа «Четыре эпохи развития» («Детство, «Отрочество», «Юность», «Молодость»). Последняя часть-«Молодость» не закончена писателем. Повести «Детство», «Отрочество», а с 1864 года «Юность» часто издавались для детей. После выхода в свет изданий «Детства» и «Отрочества» (1856 год) Н. Г. Чернышевский высоко оценил талант молодого в то время писателя: «Чрезвычайная наблюдательность, тонкий анализ душевных движений, отчетливость и поэзия в картинах природы, изящная простота — отличительные черты таланта гр. Толстого». Критик особо отметил «чистоту нравственного чувства», отраженного в произведении, умение писателя раскрыть глубины «самого психического процесса», «диалектику души».
Произведение написано от лица ее главного персонажа — Николеньки Иртеньева. В нем повествуется о нескольких эпизодах из жизни десятилетнего ребенка (накануне его отъезда в Москву, разлука, короткое пребывание в Москве у бабушки, возвращение в деревню, смерть матери). Но за этот короткий период Толстой сумел показать эволюцию внутреннего мира ребенка, проследить, как меняется его восприятие окружающих людей, отношение к ним. Особенность детства, по утверждению писателя, заключается в невинной веселости и беспредельной потребности любви. Своеобразие возраста и определяет отношение ребенка к окружающей жизни. С лирической проникновенностью Толстой пишет о «золотой поре» детства: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».
Глубоко, психологически тонко передает писатель любовь Николеньки к матери (главы «Матап», «Разлука», «Горе»). Иное, более рассудочное отношение у Николеньки к отцу, к брату, к сестре. Толстой описывает и чувство первой любви у мальчика — сначала к Катеньке, а затем к Сонечке (главы «После мазурки», «В постели»). Совсем по-другому относится Николенька к Наталье Савишне и Карлу Ивановичу. Здесь доминируют привычка, привязанность. Интересна деталь, передающая реакцию Николеньки на то, что Наталья Савишна трет его лицо скатертью, мокрой от пролитого им кваса. Он рыдает от злости: «Как? Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!» Этот эпизод показывает высокомерное, барское отношение героя к народу. Изображая критическое отношение Николеньки ко многим явлениям окружающей жизни, писатель критикует быт и нравы, систему воспитания в помещичьей крепостнической среде.
В повести «Отрочество» перед читателями возникает образ подростка, когда он сознает, чувствует, «что существует другая жизнь, ничего не имеющая общего» с личной жизнью отдельного человека. К сознанию социальных отношений Автор подводит героя повести в главах «Новый взгляд», «В Москве».
Л. Н. Толстой — творец русского слова