Лицейская поэзия Пушкина
Лицейская поэзия Пушкина поражает прежде всего своей жизнерадостностью, прославлением радостей жизни. Вместе с тем в ряде стихотворений возникают и элегические настроения, размышления об искусстве, творчестве («К Батюшкову», «Городок», «К Жуковскому»). Пушкин с чувством радости ощущает себя поэтом, верит в свое призвание. В его юношеских литературных увлечениях и исканиях нашли отклики многие прогрессивные явления русской и зарубежной литературы XVIII — начала XIX в. Значительное влияние на лицейское творчество Пушкина оказала «легкая поэзия» Батюшкова, застольные песни поэта-партизана Дениса Давыдова, мечтательная лирика Жуковского. Пушкин называет их своими учителями в поэзии. Стихотворение «Городок» написано в подражание стихотворению Батюшкова «Мои пенаты», отличаясь от него реалистическими тенденциями.
В большом сатирическом обозрении «Тень Фонвизина» Пушкин нападает на литературных староверов, высмеивает бездарных поэтов из лагеря шишковистов. Характерно, что Пушкин обращается за вдохновением к тени Фонвизина, которого он впоследствии назовет «другом свободы», «сатиры смелым властелином».
Но, вбирая в свою поэзию достижения современной ему литературы, Пушкин уже в лицее стремится идти своим путем. Он не хочет парить вслед Державину, ему чужды мистические увлечения Жуковского и сентиментализм Карамзина. Пушкин требует от поэзии истины в выражении чувств. В ряде стихотворений («Казак», «Желание»,»Сон», «Послание к Юдину») заметны реалистические детали, в которых виден будущий Пушкин — поэт действительности.
Пушкин не ограничивается лирикой: с первых лет своего творчества он стремится к большим поэтическим формам. В своей лицейской поэме «Монах» (1813) Пушкин иронически откликается на мистику и ханжество аристократического клерикализма. Фривольные мотивы и образы поэмы складываются у поэта под влиянием «Орлеанской девственницы» Вольтера. От лицейской поэмы «Монах» идет путь к атеистической поэме Пушкина «Гавриили-ада». В подражание Радищеву Пушкин начинает писать сказочную поэму «Бова», исполненную намеков на политические события того времени. Он пробует свои силы и в драматургии (большая комедия в стихах «Философ», до нас не дошедшая). В лицее была начата им и поэма «Руслан и Людмила».
Разнообразна и поэтика лицейского творчества Пушкина. Ему в равной степени были доступны державинская патетика, гражданская лирика, элегичность и мелодичность стихов Жуковского, пластичность образов Батюшкова, давыдовский гусарский стиль.
Известность Пушкина выходит за стены лицея. Он сближается с Жуковским, Батюшковым, Вяземским. В 1816 г. он часто посещает Карамзина, проводившего лето в Царском Селе. Еще в лицее он становится членом литературного общества «Арзамас». В начале июня 1817 г. состоялся выпуск лицеистов. Пушкин пишет ряду своих товарищей стихи на расставание, развивающие одну из самых пленительных тем его поэзии — тему дружбы, которая пройдет через всю лирику поэта.
Петербургский период. В столице Пушкин увлекается драматическим и балетным театром, становится, по его признанию, «почетным гражданином кулис». Он дружит с виднейшими артистами того времени — Е. С. Семеновой, Е. И. Колосовой, А. С. Яковлевым и др. В доме А. А. Шаховского он встречается с А. С. Грибоедовым и П. А. Катениным. Первое выступление Пушкина как критика связано с театром. В незаконченной статье начала 1820 г. «Мои замечания об русском театре» Пушкин, давая высокую оценку современной ему русской сцене, требует от актера глубокого понимания роли, чувства живого и верного, естественности в игре.
В Петербурге Пушкин сближается с кругом вольнолюбивой дворянской молодежи. Крепнет его дружба с Чаадаевым. Он общается с либералистом Н. И. Тургеневым, атеистом и «якобинцем» Н. И. Кривцовым, республиканцем И. Д. Якушкиным, умным и пылким Никитой Муравьевым и другими деятелями декабристского движения, становится участником кружка «Зеленая лампа».
Быстро развивается поэтический гений Пушкина. Старшие друзья с восхищением следили за богатырским развитием таланта поэта. «О! как стал писать этот злодей!»1 — воскликнул Батюшков, прочитав пушкинское послание «Юрьеву». «Чудесный талант! Какие стихи! Он мучит меня своим даром, как привидение»,- восхищался Жуковский, прочитав обращенное к нему стихотворение «Когда, к мечтательному миру…» (1818).
В пушкинской поэзии этих лет продолжают развиваться темы лицейского периода, связанные с прославлением веселья и наслаждения жизнью («Торжество Вакха», «Веселый пир»). Вместе с тем усиливаются элегические мотивы, носящие предромантический характер.
Как ни увлекался Пушкин светской жизнью, ему все яснее становилась пустота и неприглядный облик светского общества, которым он начинает тяготиться уже в эту пору. В стихотворном послании к князю Горчакову, лицейскому товарищу, Пушкин подвергает резкой критике нравы светского общества, «где ум хранит невольное молчанье, где холодом сердца поражены, …где глупостью единой все равны». В послании «Всеволожскому» он рисует картину дворянского быта в грибоедовском духе. Поэт живо ощущает противоречие между возвышенными стремлениями, чувством достоинства личности и миром крепостников и их лакеев в мундирах и звездах.
Лицейская поэзия Пушкина