Личность и судьба по роману М. Ю. Лермонтова
Михаил Юрьевич Лермонтов стал известен русскому народу благодаря гневному стихотворению «Смерть Поэта», которое он посвятил убитому на дуэли А. С. Пушкину. Стихотворение юного поэта правящие круги дворянского общества встретили с ненавистью. Император Николай I увидел в Лермонтове прямого преемника декабристов и приемника Пушкина и приказал выслать молодого поэта на Кавказ, определив его в действующую армию. Кавказ оказал огромное влияние на Лермонтова и вдохновил его на создание романа «Герой нашего времени» и других замечательных произведений… М. Ю. Лермонтов жил в то время, когда общество волновала проблема «личность и среда».
Пушкин в романе «Евгений Онегин» объяснил характер своего героя средой, в которой он рос, его воспитанием, и этот герой отрицает окружающую его среду, считает себя чужим, потому что не видит в этом окружении ни высоких целей, ни идеалов. Лермонтов пошел дальше своего предшественника: он тоже осуждает такое устройство общества, но при этом строго судит и своего героя в отличие от Пушкина, который Онегина называл своим «другом» и сочувствовал ему. По словам Лермонтова, «Герой нашего времени» — это портрет, составленный из пороков «всего нашего поколения», в полном их развитии. Автор судит Печорина за эгоизм, жестокость, мелочность его поступков и действий, как бы тяжело человеку ни приходится, он обязан уважать окружающих, не имеющих никакого отношения к его судьбе.
А это правило Печорин нарушает. Печорин хорошо разбирается в людях, постигает их сильные и слабые стороны, умеет чувствовать красоту природы, смел, решителен, образован, храбр, талантлив, энергичен, он умнее людей светского общества. И все эти качества он тратит не на великие дела и поступки, а для достижения мелких и ничтожных целей: добиться женской любви, внушить людям чувство страха и подчинить себе. Печорин считает себя выше других, поэтому ему не страшен никакой суд, только он может казнить, винить или укорять тебя, а другие не вправе этого делать.
Такая жизненная позиция как бы дает ему право распоряжаться жизнями других людей, вторгаться в их судьбы, нарушая их привычный ход или ломая, он несет людям страданья и играет «роль топора в руках судьбы». Под влиянием общественной обстановки Печорин научился быть скрытым, стал злопамятным, честолюбив, по его словам, нравственной калекой. За это он мстит обществу.
И самое сильное чувство, которое испытывает к нему, — это презрение. Печорин — это жертва своего тяжелого времени, он оказывается лишним человеком в своей среде, то есть в окружающем его обществе ему не находится ни места, ни дела. В конце романа Печорин называет себя и свое поколение «жалкими потомками, скитающимися по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха… не способными более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья…» Горестные и печальные признания делает Печорин.
Лермонтов ясно указывает на главною причину, сделавшую Печорина и других мыслящих людей его времени несчастными. При чтении этого романа Печорина можно то осуждать, то сочувствовать ему, то есть у меня появляется двойственное чувство к герою. Он увлекает меня жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценивать свои поступки, но отталкивает в нем его равнодушие к людям, его не способность к настоящей любви, дружбе, его индивидуализм и эгоизм.
А когда характер героя раскрывается полностью , то можно осознать трагизм судьбы героя романа и испытать к нему чувство жалости.
Личность и судьба по роману М. Ю. Лермонтова