Лидер русского символизма: Александр Блок
Блок стал для современников олицетворением наилучших достижений «серебряного века» русской поэзии, признанным лидером русского символизма и одним из виднейших представителей русской поэзии вообще. Жизнь Блока небогата на внешние события. Он родился в Петербурге, в семье, которая принадлежала к кругу старой русской интеллигенции. Отец будущего поэта — юрист Александр Львович Блок, талантливый, наделенный острым, скептическим умом, был красивым мужчиной, и своим гордым, утонченным лицом напоминал Байрона. Но в жизни он был неуравновешенным, деспотическим, болезненно скупым человеком, у него случались приступы сумасшедшей ревности и бешеного раздражения. Александра Андреевна, его жена, дочь ректора университета Андрея Николаевича Бекетова, в скором времени оставляет мужа и едет в Петербург к родителям.
Там она и родила 16 ноября 1880 года сына. Мальчика назвали гордым именем героев и поэтов: Александр. Маленького Сашу обожествляли все члены большой дружной семьи: дед, бабушка, прабабушка, многочисленные тетки. Его баловала прислуга. Детство мальчика прошло, будто у наследственного принца. Летом Бекетовы уезжали в свое маленькое подмосковное имение Шахматово, и Александр Блок навсегда пылко и нежно полюбил этот клочок земли. Лет в шесть у Саши появился интерес к поэзии, в частности к стихам Жуковского и Полонского.
Именно тогда и возникло у будущего художника желание написать что-то самому: он придумывал маленькие рассказы, сказки, шутливые стихи, шарады, ребусы и из всего этого составлял альбомы и журналы. В гимназию Саша поступил, когда ему еще не исполнилось десяти лет. Огромная шумливая толпа детей в первый же день поразила привыкшего к семейному уюту мальчика.
И, собственно, вплоть до 17-18 лет Блока воспринимали как большого ребенка, которого лишили опыта «грубой жизни», жизненной трезвой взрослости тепличная домашняя атмосфера. И вместе с тем необычность, интеллигентность, духовность семьи сыграли огромную роль в его формировании как личности и как поэта. Особенно же близким человеком для Александра была его мать. В 1898 году Блок поступил на юридический факультет Петербургского университета, но в скором времени понял, что юриспруденция ему не интересна, и перевелся на филологический факультет, который закончил в 1906 году. Одним из главных увлечений юноши был театр. Летом 1898 года он принимает участие в любительских спектаклях в имении Боблово.
Эта усадьба, которая принадлежала Д. И. Менделееву, другу и университетскому коллеге А. М. Бекетова, находилась в нескольких километрах от Шахматово. Там Александр Блок увидел шестнадцатилетнюю дочь Менделеева Любу и влюбился в нее на всю жизнь. Летом 1898 года молодой поэт написал много стихов, которые со временем вошли в цикл «Стихов о Прекрасной Даме». Этот океан любовных гимнов, обращенных к Л. Д. Менделеевой, стал настоящим лирическим взлетом молодого Блока.
Роман Александра Александровича с Любовью Дмитриевной Менделеевой был довольно напряженным, нервным. Блоку пришлось испытать и мучения ревности, и разочарования из-за суровой холодности воспитанной Любы. Но все равно он часто находился в состоянии экзальтированного поклонения идеалу, который воплотился в этой золотоволосой, румяной, спокойной и радостной девушке. 17 августа 1903 года в селе Тараканово, которое между Шахматовым и Бобловым, в старинный белой церкви над рекой была сыграна свадьба.
Молодой, целеустремленный вперед, ко всему новому, Блок становится пылким приверженцем нового направления — символизма. Со временем он перерос рамки символистской эстетики. А пока что Блок находится под огромным влиянием идеалистического учения Владимира Соловьева — родоначальника русского символизма — известного философа, талантливого поэта, религиозного публициста и критика. Постепенно Блок входит в литературную среду.
Он знакомится с величайшим поэтом-символистом В. Брюсовым, Д. Мережковским и Гиппиусом. Литературный дебют Блока состоялся в 1903 г. в журнале «Новый путь», где был опубликован цикл из 10-ти стихов поэта. Уже первыми сборниками он приобрел чрезвычайную популярность и сразу стал одним из ведущих поэтов современности. Постоянно поэт живет в Петербурге, летом чаще всего — в семейном имении в Шахматово. В 1909, 1911 и в 1913 годах осуществляет заграничные поездки (Италия, Франция, Германия). Летом 1916 г.
Блок был призван в действующую армию и служил в инженерно-строительной дружине. Выход художника на новые горизонты был связан с найденным чувством единства с жизненной и народной стихиями, с историей и современностью его родины. Приоритетное значение на этом этапе приобрела тема исторических катастроф и, в частности, тема русской революции.
Утверждая, что в каждом человеке сосуществуют несколько личностей, А. Блок в значительной мере опирался на собственный опыт. Впрочем, в необъятном разнообразии внутреннего мира поэта прослеживается определенная направленность духовного и творческого развития. Именно эту направленность имел в виду Андрей Белый, когда утверждал, что понять Блока можно, постигнув связь стихов о Прекрасной Даме с поэмой «Двенадцать». Да и сам Блок был убежден в том, что первым и главным признаком настоящего художника является «чувство пути».
Своеобразным прологом к его собственному пути был первый юношеский цикл поэзий «Ante lucem». Само название цикла (в переводе с латыни — «К свету») указывало на состояние поэта «накануне» важной эпохи его внутренней жизни. В частности в стихотворении «Гамаюн» (1899), написанном по картине В. Васнецова, запечатлено характерное для Блока восприятие истории как кругооборота, «вечного возвращения» ключевых событий, которое должны завершиться апокалипсической катастрофой, после которой настанет царство «света».
В ряде поэзий «Ante lucem» открывалась «ночная сторона» души блоковского лирического героя. В этой ипостаси он возникает человеком, который страдает от трагического одиночества и сокровенных страстей, которые его сжигают, человеком, который, чувствует себя «больным» и «старым», с глубокой тревогой воспринимает свою «черную жизнь».
Поэзия «Скифы» построена на антитезе: «старому мудрому миру» Европы, которая приходит в упадок от «скуки и благосостояния», противопоставляется народ России, изображенный в образе диких скифов «с раскосыми и жадными глазами», которых побуждает к действию бушующая неукротимая энергия, жажда к завоеванию новых территорий, игра сил и страстей.
В Европе властвуют покой и умеренность, в этом цивилизованном уюте, который столетиями поддерживался и совершенствовался, согласно Блоку, давно пересохли источники, которыми питается культура. Россия же возникает перед лицом Европы залитой «черной кровью Сфинксом», что привлекает и пугает, смущает своими загадками и угрожает гибелью. Впрочем, изображая бедствие, которые его несут Европе орды «диких скифов», поэт завершает произведение патетичным призывом к общему братанию. В том, как Блок осмысливает противостояние застывшей в своей упорядоченности Европы и варварской России, охваченной жаждой крови и великих изменений, ощущается влияние концепции Ницше чередования «аполлоновского» и «дионисийского» начал в кругообороте мирового бытия.
После революции 1917 года Блок некоторое время работал в Чрезвычайной следственной комиссии, которая расследовала деятельность царского правительства. Отношение к обеим русским революциям у Блока было неоднозначным. С одной стороны, он симпатизировал декларированным ими стремлениям к демократическим преобразованиям, но, с другой стороны, симпатии Блока были в значительной мере идеализированные: революцию он воспринимал сквозь призму своих мистических теорий о гибели старого мира и рождения новой эры — гуманизма, «братского труда и мира» («Скифы»). В родственной со «Скифами» по тематике и общему эмоциональному тону поэме «Двенадцать» Блок в модернистском ключе изображает стихию русской революции 1917 года.
В последние годы жизни Блок занимается культурно-просветительской деятельностью, работает в Государственной комиссии в делах издания классиков, в издательстве «Всемирная литература», в Большом драматическом театре, в Союзе поэтов. Трезвая оценка революционной действительности, ее трагическое расхождение с представлениями Блока о «новом мире» вызывают в нем глубокую душевную депрессию. В апреле 1921 р: Блок тяжело болеет (воспаление сердечных клапанов, которое сопровождается психическим расстройством), а 7 августа того же года умирает. Его смерть современники восприняли как конец эпохи, этапный и трагический излом культурного развития России.
Лидер русского символизма: Александр Блок