Лирическая новелла «Дым» Марии Конопницкой
Некоторые из ее стихотворений стали песнями русских рабочих, включались в сборники революционных стихов и песен («Вольный батрак», «Как король шел на войну» и др.). Прогрессивные издательства выпускали ее рассказы для народных и школьных библиотек. Великая польская писательница, видевшая свою миссию в «служении народу», служила ему и в мировой литературе, подарив маленьким читателям 12 книжек, связанных, как и все ее творчество. Среди этих сочинений много стихов, поэмы, сказки, рассказы, альбом «Песни для детей» (1891) — в содружестве с композитором П. Носковичем,- сборник новелл «Чтение для Тадика и Зоей» (1892), переведенный у нас под названием «Ласточка и другие рассказы» (М., 1910). Однако наибольшим успехом у русских читателей всех возрастов пользовались ее остросоциальные рассказы из жизни деревенской и городской бедноты.
В творчестве Конопницкой, правда, еще робко, намечается тема рабочего класса. Лирическая новелла «Дым» (1889) — о тревожных предчувствиях и гибели молодого кочегара при взрыве котла — в издании «Посредника» ориентирует читателей измененным заглавием: «Фабричный дым. Рассказ из жизни рабочего пролетариата» (М., 1908). Чуждая шовинизма и национальных предрассудков, Конопницкая откликнулась на призыв Элизы Ожешко принять участие в борьбе с антисемитизмом жгучим рассказом «Мендель Гданьский» (1889), который создал ей популярность во многих странах и только на русском языке издавался более 20 раз. В рассказах о детях, прозябающих в нищете и убожестве, не сознавая ужаса своего положения, писательница выступает как глубокий психолог, знаток мировой души. Обличительный пафос таких сочинений усиливается резким несоответствием мажорного восприятия событий ребенком-рассказчиком и подлинного трагизма происходящего: «Наша кляча» (1890), «После школы» (1892). К форме открытого обличения Конопницкая переходит в рассказе «Со взломом» (1892). Адвокат в своей защитной речи на суде смело обвиняет государственный строй, прокурор же, действуя по букве закона, выносит суровый приговор пятерым изголодавшимся пастушатам только за то, что, проникнув в плохо прикрытую избу, они «съели три куска сыра и целый фунт хлеба». Прокурору важно установить, что кража была произведена «со взломом», а то, что эти мальчишки даже не помнят вкуса хлеба, к «делу» отношения не имеет.
Избранные творения Конопницкой в стихах и прозе представлены в сборниках «Стихи и рассказы» и «Ходит песенка по свету. Стихи и сказки». Напечатаны в новых переводах лучшие образцы пейзажной лирики, разнообразные по ритмам потешные стишки в духе детского фольклора, стихи, ставшие народными песнями, прелестные сказочные поэмы («Янек-странник», «По ягоды», «Путешествие на аисте») и др. Особое место в творчестве Конопницкой занимает повесть «О гномах и сиротке Марысе» (1895). В этой красивой сказке фантастический элемент тесно переплетается с бытовым. Используя мотивы национального фольклора — народных сказок, песен и поверий, писательница рисует поэтические картины природы и трудовую жизнь польских крестьян. Добрые волшебники-гномы вмешиваются в судьбу девушки-сироты Марыси и бедного крестьянина Скарбека, в семье которого после многих невзгод она находит приют и ласку.
Лирическая новелла «Дым» Марии Конопницкой