Лирические отступления в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Роль авторских отступлений в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Энциклопедичность, масштабность и философскую глубину придают в романе лирические отступления. Роман А. С. Пушкина изобилует отступлениями, среди которых можно выделить эпические и лирические
Тематика отступлений. Среди всего многообразия четко выделяются следующие темы авторских отступлений в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»:
Мысли автора о специфике романа, плане его написания ; с темой романа тесно связана и тема творчества вообще ; картины светской жизни (гл.
1, строфы 5, 18, 25, 29-30): мысли о вечном чувстве — любви ; одна из центральных тем всего творчества А. С. Пушкина — тема свободы — не могла не отразиться в романс «Евгений Онегин» ; тема деревенской жизни ; тема дружбы (гл.
2, строфа 14); мысли о родном языке ; воспевание картин русской природы (гл. 4, строфы 40-43, гл.
5, строфы 13, гл. 7, строфы 14); размышления автора о реалиях жизни в Москве ; тема искусства, его роль в жизни человека (гл.
1, строфы 19-20);. автобиографические мотивы .
Все отступления позволяют поэту создать образ автора, а также расширить границы повествования и превратить роман, по словам В. Г Белинского, в «энциклопедию русской жизни», т. е. произведение А. С. Пушкина перестает быть произведением о частной истории.
Лирические отступления в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»