Литература и профильная школа — роман с продолжением?
Словосочетание «профильная школа» в последнее время по индексу цитируемости в образовательном сообществе уступит разве только что словосочетанию «Единый государственный экзамен». Между тем, как оказывается на практике, в него вкладываются разные смыслы. Коль скоро наш тематический номер посвящается профильной школе, стоит пояснить, что стоит за этим понятием.
О профильной школе начали говорить в конце 2001 года, когда появилось распоряжение Правительства РФ № 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2015 года1. В нем сказано, что на старшей ступени школы предусматривается Профильное обучение, то есть создается система специализированной подготовки, «ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся». На базе этого документа в 2002 году была разработана, обсуждена и принята «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования», которая является сейчас основным документом, определяющим конфигурацию профильной школы.
Сразу отметим, что понятия «профильная школа» и «профильное обучение» — не синонимы. Профильное обучение — это, если хотите, общая идея, принцип, в соответствии с которым ученику позволяется на старшей ступени школы выбирать, как теперь модно говорить, «индивидуальную образовательную траекторию». Не надо заставлять учить все всех — дадим возможность старшекласснику в соответствии с его интересами, склонностями и способностями построить свой учебный план . Профильная школа — это способ реализации такой идеи, организационная форма, которая позволит осуществить на практике профильное обучение.
Помимо этой формы могут быть и другие: ученик может заниматься на курсах при вузе, в кружках на базе детских дворцов творчества или даже вовсе перейти на домашнее обучение. Не посещая профильную школу, он будет при этом получать профильное образование.
Эксперимент по введению профильного обучения начался сразу после принятия «Концепции…» и, в соответствии с приказом Министерства образования № 2757 от 26.06.2003, «с 2006/07 учебного года должен начаться широкий переход на профильное обучение в старших классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации». Иными словами, всех нас если не затронула, то в скором времени затронет проблема профильной школы и более конкретные вопросы: Как преподавать литературу в условиях профильного обучения? Не обернется ли для литературы намечающийся союз браком поневоле?
Будет ли у этого романа продолжение — и какое?
Понятно, что переход к профильному обучению может произойти лишь при существенной перестройке всей школьной системы на старшей ступени. Если ученик углубляется в какую-то образовательную область, то он должен получить больше часов на соответствующие предметы. Эти предметы будут для него основными, Профильными.
Другие, непрофильные предметы, естественно, будут сокращаться, изучение материала здесь станет скорее ознакомительно-обзорным. При этом следует учесть, что есть обязательные Базовые Предметы, одинаково необходимые для любого старшеклассника, независимо от выбранного им профиля — их нужно освоить достаточно серьезно.
Таким образом, при новой организации учебного процесса каждый предмет начинает подразделяться на уровни — базовый и профильный. Соответственно, для каждого уровня должно быть разработано свое содержание предмета, определены подходы и методы преподавания, должны появиться свои учебники и — возможно — типы экзамена.
Присмотримся к базовым и профильным предметам пристальнее. К Базовым предметам «Концепция» относит следующие: «математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения , естествознания «. Как видим, литературы здесь нет. Однако в примерных учебных планах для разных профилей, которые приведены в «Концепции», используется формулировка «русский язык и литература».
А в Базисном учебном плане литература вынесена в отдельную строчку в разделе «Инвариантная часть». Думаем, что в «Концепции» допущена элементарная неточность, которая, кстати, исправлена в разъясняющей статье академика-секретаря отделения общего среднего образования РАО А. А. Кузнецова и проректора МГТА Л. О. Филатовой «Базисный учебный план старшего звена школы в условиях введения профильного обучения»2. Соответствующий фрагмент текста выглядит здесь так: «Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных курсов: математика, Русский язык и литература, иностранный язык, история, физическая культура» . Итак, в любом классе профильной школы независимо от выбранного профиля ученик обязательно будет изучать литературу.
Тем самым наш многострадальный предмет, по поводу которого в последнее время сломано столько копий, получил своего рода «охранную грамоту».
2 Вопросы образования. 2004. № 3. С. 162-192.
В соответствии с примерным Базисным учебным планом в 10-м и 11-м классах на литературу базового уровня отводится Три часа В неделю. Много это или мало? Вопрос риторический — смотря с чем сравнить. Лучше чем ничего.
Но явно недостаточно для того, чтобы освоить материал, определенный стандартом, на том уровне, который предписывается его же требованиями.
С литературой в таком объеме столкнется подавляющее большинство старшеклассников. Те немногие, кто выберет гуманитарный или филологический профиль, будут изучать литературу на повышенном, Профильном уровне. Это — Пять часов В неделю.
И, соответственно, другая программа.
В дополнение к этим двум «разновидностям» литературы существует еще одна — так называемые Элективные курсы. Как явствует из перевода, это «курсы по выбору» . Однако при этом они являются и обязательными: учащийся обязан выбрать определенное количество курсов из предложенных школой, однако какие именно, он решит сам. Естественно, что эти курсы касаются тех дисциплин, которые являются профильными для ученика .
Часы на элективные курсы берутся из школьного компонента учебного плана.
Основная цель элективных курсов — удовлетворить индивидуальные образовательные потребности ребенка. При этом элективные курсы могут выполнять разные задачи. Они могут «углублять профиль» — в этом случае ученик получает возможность, кроме пяти часов в неделю, заниматься той же литературой еще два часа в неделю. Таким образом, перед нами фактически возникает модель существующих и сейчас спецклассов или классов с углубленным изучением предмета.
С другой стороны, электив может дополнять предмет, изучаемый на базовом уровне. Скажем, существует много серьезных математических или физических классов, которым явно недостаточно будет изучать литературу по три часа в неделю. Объявленный в таком классе элективный курс может восполнить возникший дефицит. Наконец, элективный курс может быть и «экзотическим», направленным на изучение каких-то специфических вещей .
Электив может строиться и на межпредметной основе.
Весьма полезно при разработке элективных курсов познакомиться с информационным письмом Министерства образования № 14-51-277/13 от 13.11.2003. В нем в частности сказано: «…В примерных учебных планах отдельных профилей в рамках времени, отводимого на элективные курсы, предусмотрены часы в 10-11 классах на организацию учебных практик, проектов, исследовательской деятельности. Эти формы обучения, наряду с развитием самостоятельной учебной деятельности обучающихся, применением новых методов обучения , станут важным фактором успешного проведения занятий по элективным курсам…
Широкий спектр и разнообразный характер элективов может поставить отдельную школу в затруднительное положение, определяемое нехваткой педагогических кадров, отсутствием соответствующего учебно-методического обеспечения. В этих случаях особую роль приобретают сетевые формы взаимодействия образовательных учреждений. Сетевые формы предусматривают объединение, кооперацию образовательного потенциала нескольких образовательных учреждений, включая учреждения начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования…
В качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы также учебные пособия по факультативным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания…» 3
3 Полностью текст письма, в котором изложены важные для учителя организационно-методические вопросы, связанные с элективными курсами, можно найти на указанном нами сайте .
Важно, что в соответствии с «Концепцией» количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся — только тогда это будет настоящий выбор. Естественно, что по элективным курсам единый государственный экзамен не проводится. Примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется в «Концепции» пропорцией 50 : 30 : 20.
Говоря об элективных курсах, мы вплотную подошли к одной из самых серьезных проблем профильного обучения — проблеме выбора. Все мы знаем, что современный ребенок в силу разных причин зачастую не может совершить самостоятельный, ответственный выбор. Это значит, что система профильного обучения не должна быть жесткой; ребенок, выбравший «не то» или не определившийся до конца, не должен быть этой системой «сломан».
Здесь особую роль должна играть Предпрофильная подготовка, ориентирующая ученика на выбор профиля. Ее надо интенсивно вести в 9-м классе, а начинать — гораздо раньше. На профильное самоопределение работает и выбранная учителем программа по предмету , и курсы по выбору .
Важно знать, что на курсы по выбору отпускается весьма существенное время , а класс на занятиях такого типа разрешено делить на подгруппы.
Еще одно из узких мест профильного обучения — это Экзамен. Соотношению профильной школы и ЕГЭ в «Концепции» посвящено всего лишь одно предложение. Это означает, что пока никто толком не может дать ответ на вопрос, одинаковые ли экзамены должны сдавать по одному и тому же предмету выпускники, изучавшие этот предмет на базовом и профильном уровнях. И если эти экзамены должны быть разными, то как их увязать с идеей ЕГЭ?
Мы предлагаем в нашем номере некоторые подходы к проблеме экзаменов по литературе в профильной школе.
Есть еще один вопрос более общего характера, о котором стоит, с нашей точки зрения, знать и учителям литературы. В «Рекомендациях по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов» от 20.04.2004 № 14-51-102/13, разработанных Департаментом общего и дошкольного образования Министерства образования, сказано: «Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным и многопрофильным .
Кроме того, общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили, однако за счет значительного увеличения числа предлагаемых профильных и элективных курсов предоставлять обучающимся в полной мере реализовать свои индивидуальные профильные образовательные программы через ИУП».
Это означает, что насильственной профилизации школы быть не должно. Профили могут и должны возникать лишь там, где есть для них условия. Поэтому отнеситесь к анализу этих условий ответственно — и помогите это сделать администрации. Цель наша в этом процессе должна быть одна: мы должны предоставить каждому ученику возможность изучать литературу на том уровне, на котором он хочет и может.
В случае если этот уровень серьезен и глубок, мы должны постараться ему соответствовать; если уровень запросов «нулевой», наша задача — попробовать дотянуть его до того минимума, который мы считаем базовым, необходимым для любого человека.
Организация профильного обучения — дело новое и во многом непонятное. Мы будем рады, если наш тематический номер хоть немного поможет вам в этой работе. Постараемся также ответить на все ваши вопросы, которые связаны с профильным обучением.
Литература и профильная школа — роман с продолжением?