Литература раннего модернизма
Начало нового столетия было охарактеризовано большими изменениями в искусстве и литературе. Особое влияние испытало искусство после осознания того, что «умерли все боги, остался один человек» (Фридрих Ницше). Человек становится центром художественного произведения и олицетворяет целый мир, который является высокодуховным, но одновременно оригинальным и наполненным разногласиями. Задачей писателей становится познание внутреннего мира человека, его духовной эволюции, его места во Вселенной и в истории человечества. Наиболее влиятельным философским течением становится позитивизм, представители которого считали что настоящие (положительные) знания являются результатом достижения социальных наук, которые в свою очередь главной задачей ставили описание фактов и явлений реального мира, а законы природы переносили на жизнь людей, что нашло наибольшее отображение в работах последователя позитивизма Огюста Корта.
Другой немецкий философ Роберт Спенсер опирался на эволюционное учение, подвел к абсолюту существование общественного неравенства и определил его как вечный закон бытия. Позитивистская философия стала основанием появления натурализма, однако символами этой эпохи при всей распространенности других направлений становится искусство декаданса, модернизм и генетически связанный с ним авангардизм. Декадентство стало идеологическим (политическим) явлением на границе ХІХ-ХХ ст. Оно отличалось настроениями безнадежности, непринятия жизни и опиралось на философские идеи Шатобриана и Шопенгауэра.
В основе этого учения лежит утверждение, что цивилизация исчерпала себя и вступила в стадию спада и угасания. Основные черты декаданса: непринятие действительности; отказ от общественного в искусстве; культ красоты как высшей ценности; мистицизм, вера в сверхъестественные силы; индивидуализм; отказ от морали буржуазного общества. Эстетичные принципы декаданса: поэтизация слабости, угасания, разрушения; индивидуализм и эстетизм как бунт против нечеловеческого буржуазного общества; искусство для искусства; внешнее правдоподобие. Черты декаданса наиболее четко отобразились во французском символизме (в поэзии Поля Верлена), в творчестве натуралистов.
Литература раннего модернизма