Литература русского зарубежья
Литература русского зарубежья складывается из трех волн русской эмиграции. Эмиграция первой волны — трагическая страница русской культуры. Это уникальное явление и по массовости, и по вкладу в мировую культуру. Массовый исход из Советской России начался уже в 1919 году.
Уехало более 150 писателей и более 2 млн. человек. В 1922 году по постановлению государственного политического управления из страны были высланы на так называемом «философском корабле» более 160 религиозно-философских писателей , прозаиков и критиков (М.
Осоргин, Ю. Айхенвальд и др.), врачей, профессоров университетов. Из России уехал цвет русской литературы: И. Бунин, А. Куприн , Б. Зайцев, И. Шмелев, А. Толстой , Д. Мережковский, 3. Гиппиус, К. Бальмонт, И. Северянин, Вяч. Иванов и др.
Эмиграция первой волны сохраняла все основные особенности русского общества, представляла, по словам 3. Гиппиус, «Россию в миниатюре».
Основными центрами русской эмиграции в Европе были Берлин , Прага , Париж . На Востоке эмигрантов приняли Шанхай, Харбин.
В литературе первой волны эмиграции отчетливо выделялись два поколения: старшее, представители которого сформировались как писатели на русской почве, они были известны русскому читателю, имели свой сложившийся стиль, широко издавались не только в России. Это почти все символисты, кроме А. Блока, В. Брюсова и вернувшегося А. Белого , футуристы , акмеисты , реалисты (И.
Бунин, И. Шмелев, Б. Зайцев, А. Куприн, А. Толстой, М. Осоргин). Вокруг них складывались группы, кружки из писателей младшего, так называемого «незамеченного» поколения. Это те, кто в России начинал еще свое становление, печатал отдельные произведения, но не успел сложиться как писатель или поэт со своим стилем. Одни из них группировались вокруг Бунина, образовав «бунинский кружок» .
Другие объединились вокруг Ходасевича, создав группу «Перекресток». Они ориентировались на строгие формы . Это Ю. Терапиано, Вл. Смоленский, Н. Берберова, Д. Кнут, Юр.
Мандельштам.
Вокруг Г. Адамовича и Г. Иванова сложилась группа «Парижская нота» . Главное в творчестве — простота: никаких сложных метафор, никакой детализации, только наиболее общее, даже абстрагированное. Они продолжали акмеизм, хотя обращались и к опыту символистов.
Темы — любовь, смерть, жалость.
Участники группы «Кочевье» стремились экспериментировать со словом, формой. Наследовали традиции футуризма, особенно В. Хлебникова .
Основная тема творчества в самом начале эмиграции — это «взрыв антисоветских страстей». Выходит «Окаянные дни» И. Бунина, книга заметок и дневниковых записей человека, изнутри видевшего первые послевоенные годы. В ряде мест она перекликается с «Несвоевременными мыслями» М. Горького .
Литература русского зарубежья