Литературно-эстетические взгляды Остапа Вишни
«Нужно любить человека больше, чем самого себя, писал великий гуманист, писатель Остап Вишня. Свой народ, родную землю Павел Михайлович любил, как солнце. В дневнике художник с большой гордостью пишет, что он всегда чувствовал себя частью народной — и от этого был счастлив, что всю свою жизнь «хотел, чтобы сделать народу что-то хорошее». Дневник Остапа Вишни «Думы мои, думы мои…» раскрывает его взгляды назначения писателя, его мысли о месте сатиры и юмора в литературе. Для литературы, по глубокому убеждению писателя, нужна «прежде всего, честность. Потом уже гений, талант, способность». Широко известными стали слова Остапа Вишни:
«Когда входишь в литературу, чисть ботинки! Не забывай, что там был Гоголь, был Шевченко! Натри ботинки. Таким кристально чистым, честным, бескомпромиссным до отчаяния был и с писатель, который всю свою жизнь честно служил народу и родине, для людей, несмотря на тяжелые жизненные обстоятельства (он был репрессирован, десять лет пробыл в сталинских лагерях), но не потерял веру, не перестал быть добрым и улыбающимся, не разочаровался в людях, даря им свои замечательные произведения, помогая жить, бороться с недостатками, верить в лучшее.
«Пошли мне, судьба, силы, умение, талант, чего хочешь, — только чтобы я что-нибудь сделал такое, чтобы народ мой в своих печали горестях, раздумьях, чтобы народ улыбнулся! Чтобы глаза моего Народа, когда они порой печальные и грустью окутаны, — чтобы они хоть одной точкой радости засветились». И судьба была к нему щедра. Художественный талант писателя был завершенным, отличался глубоким лиризмом и мягким юмором. О чем же писал в своих юморесках, улыбках, фельетонах выдающийся юморист? Программа его была изложена в полушутливой памятке, которая висела над рабочим столом писателя и имела такой заголовок: «Мои друзья, будь они трижды прокляты». «О чем я, несчастный, должен думать и писать. О хулиганстве, грубости и невоспитанности. О воспитании лоботрясов и шалопаев. О легкомысленном отношении к любви, к браку, к семье. О широких натурах за государственный счет. О начетчиках и талмудистах в науке. О консерваторах в сельском хозяйстве и промышленности. О истребителях природы».
К сожалению, не мог Остап Вишня направить свое перо сатирика против всего, что мешало его родному народу стать свободным, не мог сказать болезненной правды вслух. Делал то, что позволяли обстоятельства. И все же из его произведений появилась Украина, которая словно смотрела в зеркало и улыбалась, узнавая себя. «В моем смехе я всегда видел народ: хорошего мужа, приветливую женщину, девушку веселоглазую, ребенка, бабушку с дедом… И так мне хотелось, чтобы улыбнулись они, чтобы веселые они были, радостные, хорошие…», — писал Остап Вишня. В словах — идейно-эстетическое кредо непревзойденного сатирика, произведения которого были, есть и еще долго будут популярными. «Он светил, как звезда, к нему люди тянулись, как к солнцу», — писал о Остапе Вишне Максим Рыльский. И с этими его словами трудно не согласиться.
Читая дневниковые заметки Остапа Вишни, я обратил внимание на такие строки: «ездили охотиться! .. И как радостно, что я ничего не убил! И как радостно, что я еще поеду (обязательно), чтобы что-то убить! И как радостно будет, что я ничего не убью». Эти слова писателя яркими штрихами дополняют наше представление о личности художника, который всегда (хотя и немилосердной была к нему судьба) был влюблен в жизнь. Они помогают также понять гуманистический пафос его «Охотничьих улыбок», которые, несмотря на название, учат не охотиться, а беречь, охранять все живое. Человек и природа, человек и вечность земного бытия — вот проблемы, над которыми задумывается автор. Именно его позиция, его взгляд на мир определяют тонкий, проникновенный лиризм «Охотничьих улыбок», поэтому некоторые из них часто называют стихами в прозе. С большой любовью рисует писатель пейзажи — живые, обаятельные, полные движения, изменений, обновления, иногда печальных настроений. В улыбке «Заяц» так изображено время листопада: «Золотая осень… Ах, как хочется листу с дерева падать, — он словно бы кровью от печали налился и окровавил лес. Грустно скрипит дуб, задумался перед зимним сном, тяжело вздыхает клен, Березка, желтовато-зеленая, вон там, на опушке, белокуро кокетничает, будто свидание с Левитаном ждет ли, может, Чайковского в симфонию вызывает… Золотая осень… «. Писатель очеловечивает природу — она думает, чувствует, переживает, как кленовый лист в улыбке «Вальдшнепы»: «Вот падает кленовый лист, — умер он, оторвался с родной ему ветви и падает. Он не падает вниз на землю — нет. Ему так не хочется идти на вечный покой, лежать и тлеть среди замерших собратьев своих. Весной на его месте молодой будет лист, зеленый, он с ветром будет разговаривать, хватать жилками своими солнечный луч, под дождем купаться и росой умываться… Чтобы потом умереть… Старый отживает, новое — рождается».
Через пейзажную картину, нарисованную в конкретных, зримых образах, писатель по-философски осмысливает вечные проблемы бытия — жизнь и смерть, рождение и угасание, круговорот в природе. Однако рассказчик — человек жизнелюбивый, оптимистично настроенный, поэтому и тон повествования преимущественно светлый, восхищенный, когда речь идет и о охотничьих выдумках, бреднях, и о земной, родной природе, которой нельзя не залюбоваться. У Остапа Вишни не белки — белочка, не лиса — лисичка и даже грозный вепрь — Веприк. Употреблением этих нежно-ласковых слов писатель выражает свою большую любовь ко всему живому.
Он обращается к зверям и птицам, как к людям. Они рядом с охотниками являются активными героями — то остроумными, то сообразительными, то озорными, то мудрыми. «Охотничьи улыбки» — своеобразная поэтическая энциклопедия. «Вот перепелочка. Она «чудесная птичка. Серенькая, с черненькими на перышках точечками. Миниатюрная курочка». Бекас тоже захватывает писателя: это «небольшая болотная птица, серенькая, с беленьким на пузе перышком, очень быстрый, с очень длинным клювом, длинными ногами, срывается с характерным для него криком и летит, сумасшедший, как будто он, прежде чем взлететь, выпил минимум двести граммов: зигзагами». В этой характеристике птицы звучат юмористические нотки, чувствуется приветливая авторская улыбка. Дикой козе рассказчик поет гимн: «Благородное животное — дикая коза. Благородная и своей фигурой, когда стройная и нежная, стоит она среди кустов орешника или на зеленой цветущей, пахучей поляне леса нашего волшебного или, когда, спустившись к Суле, к Роси, к Горыни, грациозно наклонившись, студеную воду пьет».
Герой-рассказчик — поэт, человеколюбец. Его внутренний мир раскрывается в многочисленных лирических отступлениях (улыбки «Как варить и есть суп из дикой утки», «Медведь», «Бенгальский тигр», «Дикий кабан, или вепрь»), у которых нет плакатных лозунгов-призывов беречь природу, а зато есть проникновенно-лирическое повествование, ширина, доброжелательный смех в отношении охотников и в изображении их взглядов на охоту, природу, которые заставляют читателя задуматься над современными острыми экологическими проблемами, воспитывают в читателях чувство любви к родному краю и родной природе.
Литературно-эстетические взгляды Остапа Вишни