Литературно-музыкальная композиция для старших дошкольников по произведениям Маршака
Литературно-музыкальная композиция по произведениям С. Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста «Отчего кошку назвали кошкой». Автор: Якимова Ирина Владимировна, педагог дополнительного образования по театрализованной деятельности МАДОУ «Детский сад №107 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара Республика Коми.
Описание: Имя Самуила Яковлевича Маршака сопровождает нас всю жизнь. Трудно найти человека, который не читал бы таких произведений как «Мяч», «Сказка о глупом мышонке», «Детки в клетке», «Вот какой рассеянный». Мамы и папы, бабушки и дедушки нынешних малышей в детстве с удовольствием слушали и учили наизусть его стихи. Детский поэт и переводчик, драматург и лирик, педагог и редактор — таков творческий диапазон этого талантливого человека. Всю жизнь он был добрым другом детей.
Его стихи учат ребятню радоваться красоте поэтического слова.
Очень большое место в творчестве Маршака отведено кошкам. Именно это подтолкнуло меня на создание композиции, посвященной чудесным пушистым созданиям. Результатом хочу поделиться с коллегами-педагогами.
Итак, предлагаю литературно-музыкальную композицию для детей старшего дошкольного возраста. Она может быть полезна педагогам , работающим с дошколятами, и представлена на конкурсе чтецов, включена в сценарий праздника в детском саду, посвященного творчеству С. Я. Маршака.
Цель — продолжать ознакомление детей с художественной литературой, разными ее жанрами.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с творчеством С. Я. Маршака, формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям;
2. Развивать умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка;
3. Воспитывать любовь к художественному слову.
Интеграция областей: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка».
Предварительная работа:
— составление композиции из произведений С. Я. Маршака, в которых присутствуют кошки;
— подбор детей для участия в композиции;
— раздача слов для разучивания дома с родителями;
— постановочная работа на развитие интонационной выразительности речи, на согласование своих действий с действиями партнеров по композиции, умение использовать пространство в разыгрывании своей роли;
— подбор музыки;
— подготовка костюмов:
— Ведущий — брюки и рубашка;
— Старик — штаны, рубашка с пояском в народном стиле, шапка, борода;
— Старуха — народные рубашка и сарафан, платок;
— Кошка — плюшевая юбка, жилетка, шапочка-маска, боа;
— Тетя Трот — строгое платье, маленькая сумочка;
— Оля и Девочка — легкое яркое платье, банты.
— подготовка атрибутов: ширма, лавка, искусственные елочки, котенок , котенок .
Композиция составлена из произведений С. Я. Маршака:
«Отчего кошку назвали кошкой» ;
«В гостях у королевы» ;
«Разговор» ;
«Кто колечко найдет?» ;
«Усатый-полосатый» ;
Б. В. Заходер «Кошка Вьюшка».
Оформление: портрет С. Я. Маршака, выставка книг, в центре ширма ростом с детей, перед ней лавка, по бокам — искусственные деревья.
Исполнители — Дети подготовительной к школе группы.
Ход:
Герои находятся за ширмой. Под музыку выходит ведущий.
Ведущий.
Есть много на свете кошек,
Не говоря о котах,
Прославленных в разное время
И в самых разных местах.
Под музыку выходят Старик со Старухой, садятся перед ширмой на лавку. В руках у Старухи котенок .
Ведущий.
У старика и старухи
Был котеночек черноухий,
Черноухий
И белощекий,
Белобрюхий
И чернобокий.
Стали думать старик со старухой:
Старик.
Подрастает наш черноухий.
Мы вскормили его и вспоили,
Только дать ему имя забыли.
Назовем его, черноухого,
«Тучей» —
Пусть он будет большой
И могучий.
Выше дерева,
Больше дома
Пусть мурлычет он громче грома!
Старуха.
Нет
Ведущий.
Сказала, подумав, старуха, —
Старуха.
Туча легче гусиного пуха.
Гонит ветер огромные тучи,
Собирает их в серые кучи.
Свищет ветер
Протяжно и звонко.
Не назвать ли нам «Ветром»
Котенка?
Старик.
Нет, старуха.
Ведущий.
Старик отвечает.
Старик.
Ветер только деревья качает,
А стена остается в покое.
Не назвать ли котенка
«Стеною»?
Ведущий.
Старику отвечает старуха:
Старуха.
Ты лишился на старости слуха!
Вот прислушайся вместе со мною:
Слышишь, мышка шуршит за стеною?
Точит дерево мышка-воришка…
Не назвать ли нам кошку — «Мышка»?
Старик.
Нет, старуха
Ведущий.
Старик отвечает, —
Старик.
Кошка мышку со шкуркой съедает.
Значит, кошка
Сильнее немножко!
Не назвать ли нам кошку кошкой?
По музыку Старик со Старухой уходят за ширму. Выходит Кошка.
Ведущий.
Где ты была сегодня, киска?
Кошка.
У королевы у английской.
Ведущий.
Что ты видала при дворе?
Кошка.
Видала мышку на ковре.
Кошка садится перед окном. По музыку выходит из-за ширмы Тетя Трот, садится рядом.
Ведущий.
Тетя Трот и кошка
Сели у окошка,
Сели рядом вечерком
Поболтать немножко.
Трот спросила
Тетя Трот.
Кис-кис-кис,
Ты ловить умеешь крыс?
Кошка.
Мурр
Ведущий.
Сказала кошка,
Помолчав немножко.
Тетя Трот уходит за ширму. Под музыку выходит Оля.
Ведущий.
Покатилось, покатилось
Олино колечко,
Покатилось, покатилось
С нашего крылечка.
Оля.
Кто с крылечка сойдет?
Кто колечко найдет?
Кошка.
Я!
Ведущий.
Сказала кошка.
Кошка.
Подожди немножко.
Вот я с печки прыг,
На крылечко шмыг,
Вниз по лесенке клубком,
По ступенькам кувырком.
Да уйти я не могу —
Мышку в норке стерегу.
Под музыку кошка уходит за ширму.
Над ширмой появляется игрушка бибабо — котенок.
Ведущий.
Стала девочка учить котенка говорить.
Девочка.
Котик, скажи: мя-чик
Скажи: ло-шадь
Скажи: э-лек-три-чес-тво
Все «мяу» да «мяу»!
Вот какой глупый котенок!
Ведущий. Закутала Девочка котенка в платок и пошла с ним в сад .
Фонограмма пения птиц. Выходит Старик.
Старик.
Кто это у вас?
Девочка.
Это моя дочка.
Старик.
Почему у вашей дочки
Серые щечки?
Девочка.
Она давно не мылась.
Старик.
Почему у нее мохнатые лапы,
А усы, как у папы?
Девочка.
Она давно не брилась.
Ведущий. А котенок как выскочит, как побежит, — все и увидели, что это котенок — усатый, полосатый .
Ведущий.
Вот такие они кошки
Все понемножку!
Под музыку все герои выходят на поклон.
Литературно-музыкальная композиция для старших дошкольников по произведениям Маршака