Литературное образование: взгляд из Новгорода
Приезжая в Новгород в конце июня, ты словно проваливаешься в ароматный омут: всюду неправдоподобно роскошно цветут липы, изобильно и настойчиво источая самый лучший в мире запах — запах счастья. Время в такие моменты останавливается совсем, и хочется сесть на травку под стенами новгородского Кремля, смотреть на плавно текущий Волхов и не думать ни о чем…
Но так, конечно же, не получается, потому что в командировку посылают не за этим. Я приехал в Новгород в это блаженное предотпускное время, чтобы побывать на авторских курсах для словесников, которые ведет в региональном Центре развития образования наш давний автор Софья Львовна Каганович. Под ее руководством новгородские словесники осваивают новые технологии в преподавании литературы, разрабатывают и проводят уроки, закрепляя эти технологии на практике.
Я присутствовал на зачетном занятии, где учителя защищали свои разработки.
Практически все выступавшие учителя отмечали, что новые технологии позволяют существенно повысить мотивацию учеников. Особенно актуально это в небольших сельских школах, где в классе мало учеников и процент слабых, немотивированных детей, а также детей с задержками в психологическом развитии выше.
Игровые подходы дают отличные результаты в школе деревни Зайцево Крестецкого района, где работает Надежда Николаевна Полынкова : ее ученики очень любят сочинять диктанты и даже оформляют и иллюстрируют специальные сборники диктантов. Кроме того, на зачетном занятии были представлены проекты игр по литературным произведениям, которые позволяют повысить интерес к книге.
«Жаль только, что малокомплектные школы собираются закрывать, — посетовала Надежда Николаевна. — Да, конечно, содержать их нерентабельно, но ведь часто это единственный центр жизни на селе. Когда у нас праздник или спектакль, приходит вся деревня. Да и детей мы всех знаем, все они наши. Какие бы ни были.
Придешь, погладишь такого не слишком-то успевающего ученика по голове, скажешь: «Молодец, ты уже слово Челка с буквой Е написал!» А кому он в большой «кустовой» школе нужен будет? Вот этого реформаторы совсем не учитывают. Кроме того, чтобы школьный автобус всех забрал, ему надо по 40-50 километров намотать. А в нем ведь Дети.
Ну-ка поездите каждый день туда-сюда так!».
Свои проблемы — в вечерней школе: там учатся 20-25-летние юноши и девушки, когда-то отлынивавшие от учебы, бывшие в бегах, часто с криминальным прошлым. Знания у них часто на уровне 7-го класса обычной школы. О том, как можно применять новые технологии в работе с такими «детьми», ярко и эмоционально рассказал Николай Васильевич Устинов. Ему приходится работать в условиях, когда домашние задания задавать нельзя, а ученики редко приносят на урок книги. Николай Васильевич придумал особые технологические карты и опорные конспекты, которые позволяют учащимся освоить и закрепить необходимый минимум знаний прямо на уроке.
Материал подан и структурирован так, что заинтересовывает даже самых слабых.
На занятии был защищен проект урока по сказкам Салтыкова-Щедрина, проведенного в вечерней школе. Он выполнен по технологии ТКМ. Имя писателя подопечные Николая Васильевича до урока практически не слышали .
После двухчасового занятия учащиеся на основании частично прочитанных, частично прослушанных «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Премудрого пискаря» смогли сформулировать особенности эзопова языка и сделать выводы об особенностях щедринского повествования. Причем работа все время строилась динамично, проблемные ситуации были точно рассчитаны «по мерке» конкретной аудитории. В этом — особая ценность разработок Николая Васильевича: ведь он работает с очень слабым «контингентом», который тоже надо учить, готовить к экзаменам, образовывать…
Очень содержательным было выступление Ирины Николаевны Евлампиевой Из поселка Пола Парфинского района. Она рассказала о том, как можно выстраивать систему подготовки школьников к олимпиадам по литературе разных уровней. Ее размышления кажутся нам сегодня весьма актуальными.
Вот несколько фрагментов из сообщения Ирины Николаевны.
«Олимпиада — не цель, а средство. Средство развития интереса к литературе. Не должно быть натаскивания ради успеха любой ценой.
Опасно увлечься конъюнктурными соображениями при подготовке к олимпиаде. Нужно любить литературу больше, чем победу в соревновании…
Подготовка к олимпиаде начинается не с работы над конкретными заданиями, а с создания и поддержания вокруг ребенка образовательного пространства, такого питательного бульона, из которого потом многое должно возникнуть…
Олимпиада не может быть выиграна человеком, который мало читал или видел. Поэтому учитель литературы должен много возить детей — в разные города, музеи, театры.
Причем в поездке надо удивлять. Одни музеи «цепляют» ребят, другие нет. Мои дети, например, очень запомнили Лицей, им там было тепло, в отличие от Екатерининского дворца, где роскошь, золото — и холод. Вообще, нужно постепенно приучать к восприятию литературных музеев.
Там, кстати, часто экскурсоводы бывают интересными, потому что работают не поточно…
По итогам поездок мы обязательно пишем творческую работу. Причем не просто «Как я съездил туда-то и туда-то». Наша задача — научиться писать о произведении искусства. Я, например, всегда говорю так: «В музее постой пять минут перед той картиной, которая тебе понравилась.
Не беги за экскурсией, задержись, останься с картиной один на один. А теперь давай подумаем, почему ты остановился. Как можно сказать о том, что тебя заставило задержаться?» Не от теории к практике тут стоит идти, а наоборот.
От потребности ребенка сказать, спросить…
Еще одно важное направление работы — литературное краеведение. Причем речь не только о местных музеях или памятных местах. Они, конечно, тоже важны, но я о другом. У нас разрушаются и пустеют многие деревни, а жители переселяются в более крупные центры. Но помнят они многое, с ними нужно разговаривать — и тогда к тебе придет живая история твоего края.
Хорошо, что газета «Литература» объявила конкурс на записи таких бесед с реальными людьми, это поможет нам организовать работу с детьми…
Одна из проблем, которую выявляет олимпиада даже районного уровня, — неумение ребенка понять вопрос. Решать ее можно так: учить школьника задавать вопросы самому. Мы постоянно занимаемся этим на уроках.
У нас даже возникла специальная «копилка вопросов», где «лежат» вопросы, на которые мы пока не смогли дать ответ. Если постоянно тренировать умение ставить вопросы самому, то к 9-му классу, моменту участия в олимпиадах, не возникает проблем с анализом текста…
Очень важно, чтобы ребенок, нацеливающийся на олимпиаду, вел какую-то исследовательскую работу. Весьма полезно, например, участие в юношеских чтениях, проводимых в апреле в Старой Руссе . Они посвящены Достоевскому. Готовя и представляя свое исследование, школьник оттачивает язык, приобретает опыт дискуссии. Научного общения не хватает не только ребятам, но и учителям.
Очень важно читать научные книги, слушать доклады, проникать в ход мысли исследователя. Ведь настоящая наука начинается опять-таки с интереса, с вопроса, с желания влезть в него «по уши»…
Да, Всероссийская олимпиада часто неинтересна по своим заданиям. Гораздо более качественно сделана литературная часть Турнира Ломоносова. Этот турнир позволяет ребенку развиваться.
Но даже из неинтересного дела можно для себя извлечь пользу. Даже традиционная олимпиадная «угадайка», очень спорная, рождает на этапе подготовки дух соревновательности…
Вообще в олимпиаде важнее вот этот процесс долгого предварительного накопления умений, впечатлений, интереса, чем собственно состязание…»
Ирина Николаевна много лет участвует в подготовке заданий для олимпиад в Новгородской области. Мы планируем в ближайшее время познакомить читателей «Литературы» с ее наработками.
Литературное образование: взгляд из Новгорода