• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Сочинения по литературе > Литературные портреты М. Горького

 

Литературные портреты М. Горького

Литературные портреты писателей-современников и общественных деятелей, созданные Горьким, имеют большое документальное и художественное значение. Герои их во многом определяли нравственную атмосферу русского общества и уровень культуры.

Горький считал главной целью портретных очерков изображение человеческих качеств персонажа. Портрет человека воссоздается не только как черты внешности. Писателя главным образом интересует внутренняя жизнь героя очерка, его духовный мир со всеми «противоречиями сердца и ума».

Одним из лучших является литературный портрет Л. Толстого. Заметки, из которых состоит очерк, написаны по следам встреч Горького с великим русским реалистом. Горький понимал, что показать Толстого только как «могучую глыбу», как «сверхъестественное» чудо — мало.

Важно отразить и человеческие слабости гения, противоречивость, присущую и простому смертному, «ибо он, так сказать, всеобъемлющ и прежде всего человек, — человек человечества».

Очерк открывается темой «Толстой и бог», что позволяет объяснить внутренний мир писателя. Не боязнь смерти нестерпима Толстому, а мысль, что придется «подчинить свою волю какому-то стрептококку». Горький объясняет это огромной человеческой гордостью.

Бога Толстой принимал не по Евангелию, часто «приспосабливая» к своему учению.

Горький строит портрет Толстого из кусочков мозаики, протягивая между ними смысловые нити. Он сопоставляет и противопоставляет все, что было услышано от Толстого, прочитано в его книгах, выделяя противоречия мысли писателя. Наиболее сложным и противоречивым было отношение Толстого к женщине.

Здесь проявилась отрицательная оценка Толстым человеческого разума. Для него идеал женщины — «существо достаточно ограниченное», ничем, кроме детей и пеленок, не интересующееся. В образах женщин, созданных Толстым, господствует эмоциональное, плотское.

Это соответствует толстовской концепции женщины.

Большое место занимают в очерке суждения о литературе и писателях. Горький отмечает, что иногда Толстой делает спорные обобщения, оценки некоторых литературных явлений отражают противоречия эстетической концепции Толстого.

Горький неоднократно подчеркивает, что Толстой велик настолько, что кажется равнодушным к людям:

«… Он есть настолько выше, мощнее их, что они все кажутся ему подобными мошкам, а суета их — смешной и жалкой. Он слишком далеко ушел от них в некую пустыню и там, с величайшим напряжением всех сил духа своего, одиноко всматривается в «самое главное» — в смерть».

Горький передает овладевшее Толстым скептическое отношение к собственному учению, что проявлялось в отрицательных оценках «толстовцев».

Горький строит портрет Толстого на антитезе между непримечательной внешностью и величием духовным. «Выйдет он — маленький, и все сразу станут меньше его. Мужицкая борода, грубые, но необыкновенные руки, простенькая одежда и весь этот внешний, удобный демократизм обманывал многих…» Горький пишет, что люди недалекие, привыкшие греться в лучах чужой славы, пытались представить окружающим, что близко знакомы с Толстым, чуть ли не равны с ним. Толстой не терпел амикошонства и умел поставить таких на свое место. «Из-под мужицкой бороды, из-под демократической, мятой блузы поднимается старый русский барин, великолепный аристократ…

Приятно было видеть это существо чистых кровей, приятно наблюдать благородство и грацию жеста, гордую сдержанность речи, слышать изящную меткость убийственного слова. Барина в нем было как раз столько, сколько нужно для холопов. И когда они вызывали в Толстом барина, он являлся легко, свободно и давил их так, что они только ежились да попискивали».

В портрете Горький всегда какую-то черту подтверждает афоризмом, определением. Он выделяет две детали облика Толстого — руки и глаза. Руки — «некрасивые, узловатые от расширенных вен и все-таки исполненные особой выразительности и творческой силы», глаза острые, пронзающие, иногда озорные.

В очерке происходит постоянное укрупнение облика Толстого. Из «маленького, сухонького, серого» старика он постепенно превращается в бога Саваофа, сидящего на каменной скамье под кипарисами, как на золотом троне.

Очерк «Лев Толстой» воссоздавал образ большого человека и писателя с его большими противоречиями.

В серии литературных портретов Горький создал также очерки «В. Г. Короленко», «Время Короленко», «Из воспоминаний о В. Г. Короленко». Такой интерес к фигуре писателя-демократа объясняется тем, что в Короленко воплотился горьковский идеал интеллигента, связанного с народом своими делами, всей сущностью своей натуры.

Литературный портрет Л. Андреева отличается от других портретов писателей тем, что личность Андреева дается в движении по нисходящей, прослеживается непоследовательность творческого пути писателя, трагически убежденного в бессилии человека что-либо изменить в мире.



Литературные портреты М. Горького

Другие сочинения по теме:

  1. Картина Аустерлицкого боя, портреты полководцев во время боя В ранней редакции автор дал также разбор плана сражения и анализ диспозиции, предварившие картину разгрома русских войск, и ввел короткий...
  2. Литературные работы Чернышевского о таланте Толстого и Островского В поисках «знатоков жизни» Чернышевский обратил внимание на еще одного современного писателя, старавшегося подчеркнуто держаться в отдалении от демократов 60-х...
  3. Портреты Пушкина Тропинина и Кипренского Критик и журналист Н. А. Полевой в «Московском телеграфе» 6 июня 1827 года поместил заметку о работе художника: «Сходство портрета...
  4. Портреты образов современников в творчестве русских писателей Лермонтов Начинает с того же, с чего любил начинать свои портреты Пушкин: рост, сложение. Но для Лермонтова важно не живописное...
  5. Ранний романтизм М. Горького Мечтать — это не значит жить. Нужны подвиги, подвиги! М. Горький На рубеже XIX-XX веков имя М. Горького не только...
  6. Портреты и интерьеры в романе Гончарова «Обломов» Роман, написанный в 1859 году, с первых дней публикации и по сей день, как и всякое великое и мощное произведение...
  7. Вопросы и ответы к творчеству М. Горького 1. Почему слова Сатина о человеке не являются истиной? Слова Сатина о том, что человек — это звучит гордо, на...
  8. Литературные достоинства очерков Чехова Чехов сумел преодолеть предубеждение издателей к короткому рассказу. Чехов сочувствовал товарищам, потому что на себе испытал равнодушие критиков и редакторов...
  9. Литературные издания произведений Чехова Шесть томов писем Чехова, изданных впервые его сестрой Марией Павловной в 1912- 1916 годах, вошли в собрание его сочинений как...
  10. Ранние литературные опыты Чехова Не будь в жизни Чехова церковного хора и спевок — не было бы и его изумительных рассказов «Художество», «Святой ночью»,...
  11. Романтическое творчество Горького Время написания ранних романтических рассказов Горького — начало 90-х годов XIX века, время тяжелое и неопределенное. С предельной реалистичной правдивостью...
  12. Портреты отца Пети, Родиона Жукова в повести «Белеет парус одинокий» На втором уроке важно раскрыть учащимся первое впечатление Пети от столкновения с суровой действительностью. Юный герой повести видит, что вокруг...
  13. Первые произведения Горького: «Старуха Изергиль» Первые произведения Горького «Макар Чудра», «Девушка и смерть», «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Песня о Соколе» — сразу привлекли к себе внимание...
  14. Литературные Сказки. Иван Франко «Крашенная Лиса» Цель: познакомить учеников с тяжелым детством И. Франко, раскрыть его как писателя-сказочника, осветить аллегорию сказки, ее мораль; усовершенствовать навыки выразительно...
  15. Романтический пафос ранних произведений М. Горького В ранний период своего творчества Горький вступил как романтик. Романтическое бунтарство писателя питалось неприятием действительности. Горький мечтал о сильных, волевых...
  16. СПОР О ПРАВДЕ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ» Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой. Беранже Пожалуй, и в наши дни на проходе через томительно жгучую неизвестность, горькое...
  17. Эстетические и литературные взгляды Чернышевского Основные положения эстетики Чернышевского наиболее полно отражены в его диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855). Само название очень точно...
  18. Хрестоматия: Русско-украинские литературные связи в творчестве Гоголя Особое место занимает творчество Гоголя в русско-украинских литературных связях. М. Ф. Рыльский назвал Гоголя «золотым мостом» между духовными ценностями, созданными...
  19. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТВОРЧЕСТВУ А. М. ГОРЬКОГО. Краткое изложение текста Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать. А. М....
  20. Портрет Л. Н. Толстого работы И. Крамского В Третьяковской галерее находится портрет гения русской и мировой литературы Льва Николаевича Толстого работы художника Крамского. С холста глядит в...
« Живая старина Ивана Шмелева: Из истории создания «Лета Господня»
Конспект библиотечной беседы с учащимися 3-5 класса »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения