Литературный анализ «Одинок я, нет отрады»
Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: ощущение своего избранничества обрекающее поэта на непонятность окружающих и одиночество. В раннем творчестве Лермонтова тема одиночества раскрывается в традициях романтизма. Позже в стихотворении «Стансы» появляется новое осмысление этой
Я к одиночеству привык, Я б не умел ужиться с другом, Ни с кем в Отчизне не прощусь Никто о мне не пожалеет!
Одиночество лирического героя принято им самим добровольно как естественное состояние души Тема одиночества приобретает у Лермонтова своеобразный оттенок — изгнания, странничества. Мир отвергает героя, но и герой уходит от мирз; ни дом ни отчизна не дают ему успокоения:
Изгнаньем из страны родной Хвалюсь повсюду, как свободой.
Тема изгнанничества является центральной в стихотворении «Тучи». Образы тучки, облака или волны у Лермонтова — символы свободы и беспечности. Лирический герои стихотворения несвободен и подавлен. Он сравнивает себя с тучками: они «вечные странники», а не изгнанники Поэт иронично называет их тоже — изгнанниками».
Обращение к тучам нежное — «тучки», а название всего стихотворения обобщеннее и символичнее — «Тучи». Тучкам «наскучили нивы бесплодные», а для лирического героя это «милый север — Стихотворение очень динамично благодаря резкому переходу от сопоставления к противопоставлению Большое количество риторических вопросов выражают сомнения тоску лирического героя, его бесконечное одиночество В лермонтовском творчестве объединяются темы одиночества и свободы. В стихотворении «Желанье» лирический герой просит сначала как будто только временной свободы:
Дайте раз на жизнь и мне волю, Как на чуждую мне долю. Посмотреть поближе мне
А в стихотворении «Узник» мечты героя ограничены желаниями сладко поцеловать «красавицу младую» и улететь на коне «в степь, как ветер». Свобода теперь представляется единственной ценностью в жизни. Но смысл стихотворения в непреодолимости судьбы, а невозможности обрести свободу:
Одинок я — нет отрады стены голые кругом…
Эта тема развивается в балладе «Пленный рыцарь». Побежденный рыцарь томится в неволе. Понимая, что он не может сам выйти на свободу, рыцарь даже не ждет сверхъестественной помощи: Нет на устах моих грешной молитвы.
Нету ми песен во славу любезной…
У рыцаря теперь каменные панцирь и шлем, который ему «голову давит», «шлема забрало — решетка бойницы», щит — дубовые двери темницы». Заканчивается стихотворение появлением образа смерти — трагической развязки. Смерть, как приедем, подержит мне стремя: Слезу и сдерну с лица я забрало! Смерть выступает в роли оруженосца, слуги.
Лирический герой одерживает хоть и горестную, но моральную победу.
Период «безвременья» 40-х годов XIX века, особенности личности самого поэта, наложили отпечаток на содержание и настроение лирики Лермонтова, в которой, по словам В. Г Белинского, «…нет пушкинского разгула на пиру жизни». Таким образом, мы видим, что мотивы одиночества преобладают в творчестве М. Ю. Лермонтова. Несмотря на то, что поэт был одним из образованнейших людей эпохи, он не находил понимания у представителей своего сословного круга.
Лермонтов отличался независимостью в суждениях, с негодованием высказывался о власти. Все это нашло отражение в его творчестве.
Литературный анализ «Одинок я, нет отрады»