Литературный турнир по произведениям Н. В. Гоголя
I. Вступительное слово учителя
Мы собрались сегодня с вами, господа, чтобы провести литературный турнир в честь славной даты — 200-летия со дня рождения Николая Васильевича Гоголя! И в начале праздника необходимо предоставить слово самому виновнику торжества: «Еще с самых времен прошлых, с самых лет почти непонимания, я пламенел неугасимою ревностью сделать жизнь свою нужной для блага государства… Тревожные мысли, что я не буду мочь, что мне преградят дорогу, бросали меня в глубокое уныние… может быть, мне доведется погибнуть… не означив своего имени ни одним прекрасным делом…»
Если бы Н. В. Гоголь в самые трудные минуты своей жизни мог представить себе, что через два столетия после своей смерти придет к нам на праздник и найдет здесь любовь и взаимопонимание, он, наверное, воскликнул бы, как когда-то в юности: «Великая, торжественная минута! У ног моих шумит мое прошедшее: передо мной сквозь туман светлеет неразгаданное будущее. Какое же ты, мое будущее… О, будь блистательно, будь деятельно!»
Репродукция с картины В. Е. Маяковского «Пастушки». 1903 г.
И мы с вами постараемся сегодня быть если уж не блистательными, чтобы соответствовать гоголевскому таланту, то хотя бы деятельными, чтобы своими ответами и выступлениями показать, как мы читали произведения писателя.
II. Представление команд
Настало время познакомиться с командами. Капитаны представляют свои команды и объясняют выбор названия: «Живые души» — «Миргородцы».
III. Театральный конкурс
Учитель напоминает учащимся о той роли, которую сыграл театр в жизни писателя, и о вкладе Н. В. Гоголя в русскую драматургию. В подготовке любой театральной постановки принимают участие не только актеры и режиссер, но и художники, декораторы, бутафоры.
А. Группа художников из каждой команды представляет свою афишу и программку.
Б. Две команды показывают инсценировку фрагментов «Сорочинской ярмарки» и 1-го явления I действия «Ревизора».
Жюри оценивает труд выступавших: афиша — 5 баллов, программка — 3 балла, игра актеров — 10 баллов.
IV. Конкурс «Историко-литературная разминка»
Кто раньше родился: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов или Н. В. Гоголь? Напишите даты рождения этих писателей. Кто из писателей дольше прожил: Пушкин, Лермонтов или Гоголь?
Укажите даты смерти этих писателей. Где они похоронены? В каких учебных заведениях получали образование Пушкин, Лермонтов, Гоголь? Когда происходят события в повести Гоголя » Тарас Бульба»? Где находилась Запорожская Сечь?
Какое отношение к гоголевскому «Ревизору» имел Пушкин? В каком году была осуществлена первая постановка «Ревизора»? Где состоялась премьера? Был ли М. Ю. Лермонтов к тому времени известным в России поэтом? Кто так отозвался о «Ревизоре»: «Ну и пьеска!
Всем досталось, а мне более всех!»?
V. Музыкальный конкурс
Звучат два музыкальных фрагмента, нужно отгадать, с именами каких гоголевских героев они связаны.
Русская народная песня «Не шей ты мне, матушка…» в исполнении учащихся . Фонограмма арии Фигаро из оперы Россини «Севильский цирюльник» .
VI. Конкурс «Кто здесь живет?»
«Комнаты домика… были маленькие, низенькие… В каждой комнате была огромная печь, занимавшая почти третью часть ее. Комнаты эти были ужасно теплы… Пол почти во всех комнатах был глиняный, но так чисто вымазанный и содержащийся с такою опрятностию, с какою, верно, не содержится ни один паркет в богатом доме… Но самое замечательное в доме — были поющие двери…
Как только наступало Утро, пение дверей раздавалось по всему дому». «Я вошел в избу, или во дворец, как называли ее мужики. Она освещена была двумя сальными свечами, а стены оклеены были золотою бумагою; впрочем, лавки, стол, рукомойник на веревочке, полотенце на гвозде, ухват в углу и широкий шесток, уставленный горшками, — все было как в обыкновенной избе». «Все было чисто вымазано цветной глиною. На стенах — сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. Окна в светлице были маленькие, с круглыми тусклыми стеклами, какие встречаются ныне только в старинных церквах… На полках по углам стояли кувшины, бутыли, фляжки зеленого и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы…» «…Вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному.
В углу стоял шкаф с посудой, на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке, около него красовались лубочные картинки, представлявшие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота».
VII. Конкурс капитанов
Капитаны каждой команды зачитывают свои сочинения-эссе на тему «Мой Гоголь».
VIII. Конкурс «Литературные портреты»
Нужно отгадать литературного героя по его описанию.
» не совсем были сходны между собою… худощав и высокого роста. немного ниже, но зато распространяется в толщину. Голова у похожа на редьку хвостом вниз; голова на редьку хвостом вверх… несколько боязливого характера. У , напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строениями». «Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь, живые большие глаза так и бегали.
Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса его были острижены в кружок». «…Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько глуповат и, как говорят, без царя в голове, — один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими». «…Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок.
Лицо ее, полное, румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…». «…Человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен… Говорит баском, с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют». «Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва. Они были очень смущены… и стояли неподвижно, потупив глаза в землю».
IX. Конкурс «Мир литературных вещей»
Из каких произведений эти предметы? С именами каких героев они связаны?
Арбуз. Маленькие лапти. Дама трефовая. Дыня. Географическая карта. Трубка.
X. Подведение итогов турнира
Награждение победителей и лучших актеров.
Татьяна Валентиновна Николенко, Учитель русского языка и литературы школы № 155, г. Самара
Литературный турнир по произведениям Н. В. Гоголя