• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Новые сочинения > Литературный вариант русского концептуализма

 

Литературный вариант русского концептуализма

Примерно к концу 60-х — середине 70-х гг. относят исследователи появление в русской литературе концептуализма, который можно рассматривать как течение постмодернизма. У этого течения, по меньшей мере, два истока: концептуальное искусство и так называемая конкретная поэзия. Конкретной поэзией окрестили на Западе в 70-е гг. поэзию представителей лианозовской школы и близких к ним авторов: Всеволода Некрасова, Игоря Холина, Яна Сатуновского, Генриха Сапгира, Ваграна Бахчаняна, Станислава Лена, Эдуарда Лимонова.

Эти неоавангардисты воскрешали в своем творчестве традицию ОБЭРИУ. «Примитивизм, ирония и игра — вот основные доминанты обэриутской эстетики, в полную меру воспринятые и «постобэриутскими» поэтами».

Вс. Некрасов даже считает Даниила Хармса первым русским концептуалистом, сумевшим по-настоящему оправдать манифест ОБЭРИУ как реального искусства. «Не реалистического, не реализма — при реальности изм вряд ли обязателен. Именно реального, возвращающего от второй — изображаемой, творимой искусством реальности к первой, существеннейшей реальной ситуации автор/публика», — поясняет писатель 300, с. 8. Более того, он убежден, что концептуализм «был всегда: всегда было общение автора с публикой, сообщение автора публике, просто материал произведения все брал на себя без остатка и заслонял, маскировал ситуацию». Даниил Хармс лишь обнажил механизм функционирования искусства: «механику» «ситуации, внутри которой и произведение, и автор.

Художественный концептуализм не только оказал воздействие на свой литературный аналог, что подтверждает тот же Вс. Некрасов, но и выдвинул из своих рядов такие фигуры, как Дмитрий Пригов, Владимир Сорокин. У Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Андрея Монастырского, Виталия Комара, Александра Меламида они восприняли новые эстетические принципы работы с материалом официальной культуры, которые начали использовать не только в своем художественном, но и литературном творчестве.

Советский культурный космос открылся им как тотальная знаковая система, где любой объект идеологически однозначно маркирован, причем в качестве означающих использованы подделки , порождающие кич.

Надежда Маньковская характеризует кич как переходное звено между реальным объектом и симулякром — «бедное значениями клише, стереотип, псевдовещь». Явление массовой культуры, кич предполагает маскировку отсутствия реальности, замену ее видимостью реальности. Социалистический реализм неизбежно вырождается в кич в силу нормативности его эстетики, предельно идеологизированной, ориентированной на социальную мифологию.

Кичевый характер особенно заметен в бесконфликтном лже-соцреализме, отражавшем борьбу между «хорошим» и «лучшим».

Деконструкция позволяла выявить симуляционный характер официальной культуры, имитирующей несуществующую реальность, вскрывала утрату советским обществом языка, перверсию сознания. Это обстоятельство отражало у концептуалистов явление «смерти автора». Отказываясь от индивидуального авторского кода, они пытаются «вообще обойтись без языка, превращая его в подобие персонажа или в «готовый объект» » 4, с. 95, обращаются к цитациям господствующих в советском обществе дискурсов, подвергают их деконструкции, делают объектом игры.

На первый план концептуалистами выдвигается воссоздание типичных структур мышления, стереотипов массового сознания. «Вообще вся концептуалистская продукция может рассматриваться как непрерывный эксперимент по формализации, перестраиванию и конструированию огромного числа всевозможных мнений, оценок, состояний, их именованию, сопоставлению, уточнению, каталогизации и т. п.. Естественно в связи с такой установкой использование всевозможных языковых штампов, автоматически воспроизводимых знаков — разговорных, политических, канцелярских, литературных. Но они извлечены из закрепившегося за ними контекста, представлены в пародийном виде, образуя «кирпичики», из которых выстраивается некая абсурдистская реальность.

Важнейшая особенность бытования концептуализма — потребность в публичности, «оттенок перфоманса» . В статье «Московский романтический концептуализм», напечатанной в 1979 г. в парижском журнале неофициального русского искусства «А — Я»*, Борис Гройс писал: «Слово «концептуализм» можно понимать и достаточно узко как название определенного художественного направления, ограниченного местом и временем появления и числом участников, и можно понимать его более широко.

При широком понимании «концептуализм» будет означать любую попытку отойти от делания предметов искусства как материальных объектов, предназначенных для созерцания и эстетической оценки, и перейти к выявлению и формированию тех условий, которые диктуют восприятие произведений искусства зрителем, процедуру их порождения художником, их соотношение с элементами окружающей среды, их временной статус и так далее». Гройс позаимствовал термин «концептуализм» из западного искусствоведения и посчитал возможным. использовать применительно к русским художника, поскольку с ** «Как всегда, явление, давно и скрыто живущее здесь, оказалось облечено в слово, пришедшее к нам «оттуда»

Зарубежными концептуалистами их сближало «дистанцированное отношение и к произведению, и к культуре в целом», «внимание к функционированию, а не к содержанию явления, а также подчеркнутое неотождествление, разведение смысла и материала» 4, с. 83. Без этого выхода за границы произведения искусства в сферу его функционирования, «представления», «обыгрывания», «обговаривания», без отношения к нему не как к вещи, а как к событию концептуализм не существует.

Основной для концептуалистов оказывается «работа с собственным сознанием, а произведение лишь фиксирует, оформляет эту работу. Соответственно, и к сознанию читателя автор пытается обращаться напрямую. Он становится артистом оригинального жанра» 4, с. 85.

Игра с читателем имеет в этом случае внетекстовой, надтекстовой, «театрализованный» характер, проясняет имидж автора, через который следует воспринимать его произведения. Восприятие же концептуалистской продукции вне определенного контекста функционирования может создать о ней превратное впечатление. Вот почему к публикациям вещей этого типа следует относиться как к своеобразным «либретто» концептуалистских «постановок», записям замыслов, проектов. Сами концептуалисты предпочитают называть их текстами. «Мне кажется, что аутентичный, т. е. объемный вариант моего текста, примерно так же соотнесен с плоским вариантом, как, скажем, оркестровая партитура с переложением для одного или двух инструментов», — говорит Рубинштейн.

Пригов отмечает тенденцию растворения концептуалистского текста в ситуации и жесте.

Из его рассуждений можно сделать вывод, что концептуалисты рассчитывают на активное, творческое чтение-разыгрывание своих текстов читателями. В противном случае «проекты» остаются только «проектами». Главное для концептуалистов — разрушение мифологизированных представлений о жизни, которые внедряла официальная культура, раскрепощение сознания и языка.

Привычное, кажущееся естественным, предстает у них странным, смешным и даже абсурдным.



Литературный вариант русского концептуализма

Другие сочинения по теме:

  1. Билеты. Вариант 1. 15. Художественное своеобразие драматургии Лессинга Художественное своеобразие драматургии Лессинга. 19 век опубликована серия его «Литературных писем», где отражались его взгляды на задачи искусства, что такое...
  2. Что такое литературный процесс? (в контексте украинской литературы) Литературный процесс — это особая форма функционирования литературы в определенной стране в определенную историческую эпоху. Охватывает в свое силовое поле...
  3. Литературный манифест Барбюса Несколько лет Барбюс работал над романом «Звенья цепи», вышедшим в 1925 году. В предисловии романа, носящем характер литературного манифеста, Барбюс...
  4. Письменная работа по творчеству И. А. Гончарова — 1 вариант Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1-С2. Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни...
  5. Тест по теме «Информация. Информационные процессы» Вариант №1 Часть А 1. Что изучает информатика? А. Конструкцию компьютера; Б. Способы представления, накопления, обработки информации с помощью технических средств; В....
  6. Вариант сочинения по сказке Андерсена «Снежная королева» Победа любви и добрая над злом — главная тема сказки Андерсена «Снежная королева». Известный сказочник утверждает, что сила любви и...
  7. «Что мне ненавистно» — первый «литературный документ» в наследии Золя В середине 60-х годов Золя теоретически уже стоял на уровне наиболее смелых тогда идей эстетики, связанных с позитивизмом. Но как...
  8. Новаторство Чехова-Драматурга. 2 вариант Сочинение на тему произведения пьесы «Чайка». Известный русский писатель и драматург Антон Павлович Чехов обращался в своих произведениях к разным...
  9. Сочинение на тему «Любовь в лирике А. С. Пушкина». Вариант 2 Наверное, никто не возразит о том, что А. С. Пушкин занимает выдающееся место в русской и мировой литературе и культуре....
  10. Сочинение по рассказу «Лягушонок» вариант 2 В рассказе Эдгара Аллана По «Лягушонок» говорится о судьбе несчастного карлика по имени Лягушонок и его подруги Трипетты, которая тоже...
  11. Творчество Стендаля (литературный псевдоним Анри Мари Бейля) Творчество Стендаля (литературный псевдоним Анри Мари Бейля) открывает новый период в развитии не только французской, но и западноевропейской литературы. Именно...
  12. Сочинение «Спорт в моей жизни» Вариант 3 Вариант 3 Сочинение «Спорт в моей жизни» — это Сочинение, написанное в форме письма другу. Автор рассказывает о том, как...
  13. Сочинение по роману Астафьева «Печальный детектив» III вариант В. П. Астафьев является писателем, в чьих произведениях отражена жизнь людей XX века. Астафьев — человек, которому известны и близки...
  14. Краткое содержание «Еще вариант пересказа Тарас Бульба» Гоголь К старому козацкому полковнику Тарасу Бульбе приезжают после выпуска из Киевской академии два его сына — Остап и Андрий. Два...
  15. Что же такое литературный образ-тип? Мы уже неоднократно встречались с понятиями «литературный тип», «типический образ». Сейчас можно уже подвести итоги. Прежде всего это правдиво нарисованный...
  16. Чернышевский Николай Гаврилович — литературный критик, прозаик, философ Родился в семье священника. До 12 лет воспитывался и учился дома под руководством отца. В 1842-1845 годах Чернышевский учился в...
  17. Литературный дебют Горького драматурга (пьеса «На дне» ) Итак, нынешние хозяева жизни — купцы, владельцы пароходов, барж, предприятий с их духом предпринимательства и бьющей через край энергией —...
  18. Литературный успех Твардовского Сочинение, пожалуй, надо начинать с «Уборщицы» — первого «городского» стихотворения. Появилось оно в газете «Красноармейская правда» 12 апреля 1928 года....
  19. Литературный анализ поэзий по лирике Лермонтова Михаил Юрьевич Лермонтов — самобытный, яркий, талантливый поэт, сумевший оставить заметный след в русской классической литературе. Его поэзия многогранна и...
  20. Мой любимый литературный образ Гарри Поттер Второй том серии книг про Гарри Поттера имеет для меня особенное значение, так как именно с него началось мое знакомство...
« Главный протест против угнетения человека человеком
Чистилище — «Божественна комедія» Данте »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения