Люблю отчизну я, но странною любовью (М. Лермонтов, А. Блок)
В эпоху николаевской реакции важным вопросом, волновавшим умы русской интеллигенции, был вопрос о судьбе России, о русском национальном характере. Та же проблема оказывается главной в русской литературе начала XX века, в эпоху революций и потрясений, поэтому тема России становится преобладающей в произведениях ведущих художников обеих эпох, таких, например, как М. Лермонтов и А. Блок. Оба поэта, романтик Лермонтов и символист Блок, создают оригинальный, неповторимый образ своей родины, и каждый по-своему выражает свою любовь к ней. Основные принципы изображения России двумя поэтами абсолютно разные: Лермонтов — романтик по мировоззрению, мировосприятию, по отношению к своей родине, но при раскрытии образа России Он зачастую тяготеет к реалистическому методу. Лермонтов создает конкретно-исторический образ России, он тесно связан с темой «потерянного поколения», важной для творчества поэта. Образ России и чувство к ней двояки, в одном стихотворении он говорит:
Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой, а в другом резко выкрикивает: «Прощай, немытая Россия!»
— с явной ненавистью. Лермонтов как бы разделяет Россию на «прошлое» и «настоящее», любит первое и ненавидит последнее. Блок — символист, поэт другой эпохи, что, несомненно, нашло отражение в его понимании и раскрытии образа России. Для Блока Россия неразрывно слилась с образом женщины, любимой жены: «О, Русь моя! Жена моя!» Этот символ трансформировался из раннего блоковского образа Прекрасной Дамы, Вечной Женственности, несущей в себе божественное начало. В стихотворении «На поле Куликовом» символ Руси — «степная кобылица», которая «несется вскачь».
Оба поэта прибегают к реалистическому пейзажу, у Лермонтова он «печальный», у Блока — «грустный»:
Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям… ..Дрожащие огни печальных деревень… Лермонтов, «Родина» Река раскинулась. Течет, грустит лениво И моет берега. Над скудной глиной желтого обрыва В степи грустят стога. Блок, «На поле Куликовом»
Оба поэта для раскрытия образа России обращаются к исторической тематике. Лермонтов в стихотворении «Бородино» идеализирует историческое прошлое России, поколение людей, сражавшихся в войне 1812 года и проявивших себя как герои, противопоставляя его современному «потерянному» поколению:
Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри — не вы.
Блок также обращается к древней истории, к татарскому нашествию и Куликовской битве, но он проецирует древнюю битву на современность. В его стихотворении звучат мотивы неизбежности «долгого пути» и «вечного боя», его Русь «несется вскачь». Такая интерпретация обусловлена временем жизни поэта — эпохой стремительных изменений и потрясений в жизни России. Лермонтов в «Бородине» раскрывает самые ценные, на его взгляд, качества русского народного характера: способность на подвиг простого солдата, самопожертвование ради родной земли, удаль и смелость. Блока привлекают в русском народном характере «разбойная краса» и «прекрасные черты», двуликость, соединение верности заветам христианских догм и готовности к разудалому молодецкому выверту, к бунту. Его Россия никогда «не пропадет, не сгинет», найдет выход (в этом заключается отношение Блока к революции). Она полна тайн, ведьм, колдунов.
Где ведуны с ворожеями Чаруют злаки на полях… «Русь» У Лермонтова изображаются более реальные атрибуты крестьянской жизни: Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно… «Родина»
В произведениях обоих поэтов появляется народное творчество: песни и пляски. У Лермонтова это «пляска с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков», у Блока — вихрь, свистящий в голых прутьях.
Поет преданья старины… «Русь» Твои мне песни ветровые — Как слезы первые любви… «Россия»
Лермонтов, писавший при существовавшем крепостном праве, решает тему России еще и в социальном плане, называя ее «страной рабов, страной господ».
Там рано жизнь тяжка бывает для людей. Там за утехами несется укоризна, Там стонет человек от рабства и цепей!.. «Жалобы турка»
Во времена же Блока Россия была совсем не такой, как во времена Лермонтова. Но Блок избегал описания косности, дикости, невежества, голода, нужды и пьянства, хотя он несколько раз называет Россию «нищей»:
Так — я узнал в моей дремоте Страны родимой нищету, И в лоскутах ее лохмотий Души скрываю наготу. «Русь»
Россия остается для Блока идеалом чистоты и святости, любовь к ней спасительна:
Живую душу укачала Русь, на своих просторах ты, И вот — она не запятнала Первоначальной чистоты… «Русь»
С образом России тесно связан мотив дороги, особенно ярко у Блока («Россия», «На поле Куликовом»), но также присутствует он и у Лермонтова: «Проселочным путем люблю скакать в телеге» («Родина»). Образ дороги символизирует вечное движение России в огромном пространстве, движение, которое рано или поздно изменит ее жизнь. Россия Лермонтова, романтически идеализированная в своем историческом прошлом и презираемая в конкретный исторический момент, и Россия Блока, таинственная, шальная, любимая — два очень разных образа. Различия в изображении России каждым из поэтов обусловлены временем жизни авторов, а также особенностями их личного мировосприятия.
Люблю отчизну я, но странною любовью (М. Лермонтов, А. Блок)