Любовь и милосердие в XXI веке
Пожалуй, из всех человеческих чувств любовь является самым загадочным. Может быть, именно поэтому в древние времена человек решил, что наиболее подходящим символом этого чувства должна быть луна с ее переменчивостью — убыванием и возрастанием, а также невидимой обратной стороной.
Однако во все времена любовь была и самым трагичным чувством. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить лучшие и прекраснейшие страницы любовной лирики прошлого и настоящего. Конечно, это не говорит о том, что не было, нет и не может быть счастливой любви. Таких примеров тоже достаточно.
Но если говорить о любви в новом веке, то она все-таки представляется больше трагической, чем счастливой.
Любовь воспета многими и многими поколениями поэтов, художников, музыкантов. Но до сих пор на нашей планете так и не возникло общества, основанного на культе человеческой любви. И чему только не поклонялся человек на протяжении своей долгой истории, каких только культов не было! А вот культа любви и милосердия так и нет.
Вслед за русским классиком А. Куприным нам остается лишь мечтать о том прекрасном времени, когда любовь станет «светлой религией мира».
А пока мы видим совершенно иное. В наш нигилистический и даже циничный век на пьедестал возведен Его Величество Секс. И это — самый красноречивый показатель тех результатов, к которым привел современного человека научно-технический прогресс.
Современные люди стараются не отстать от времени, создают себе комфортные условия для личной жизни. Их душами завладевает настоящий «монстр потребительства». А потому человек перестает искать настоящую любовь, зато без всякой устали ищет удобств, комфорта, выгоды и наслаждений. Человеческие взаимоотношения приобретают прагматический характер, и любовь становится браком по расчету.
Люди выходят замуж или женятся на квартире, даче, машине, деньгах, должностях, но не по любви.
Не думаю, чтобы в прошлые века человек не думал о жизненных удобствах. Но тогда этот вопрос не ставился так остро, а потому не бросался в глаза.
Но теперь, когда бытовые условия жизни достигли совершенства, казалось бы, человек должен вздохнуть с облегчением. Он мог бы немного расслабиться, оторвать свой взор от земли и перестать быть рабом вещей. Но — парадокс! — именно теперь он и оказался в тесном плену вещизма.
Во всей истории человечества не было времени более кровавого, жестокого и циничного, чем XX век. Мировые войны, диктаторские режимы, грандиозные катастрофы… Нигде и ни в чем не осталось загадки, тайны, щекотливого ожидания чуда великого открытия.
И все это не могло не отразиться на любви и милосердии. Благодаря Фрейду и его последователям с самого прекрасного человеческого чувства сброшены все покровы.
Тысячу раз был прав французский мыслитель Ларошфуко: «Любовь одна, но подделок под нее тысячи». Нынешнее время является лучшей иллюстрацией этих слов.
Современные люди потеряли истинную любовь. Они даже не пытаются ее найти, потому что из-за постоянной нехватки времени заменили ее различными суррогатами. Раскованность, мгновенно переходящая в распущенность, демонстрация интимных сцен в кинофильмах, культ изощренной эротики заставили современного человека поверить, что любовь — это сексуальное общение.
А настоящая любовь — это духовное единение. Она — в духовной гармонии, сердечной близости и абсолютной незаменимости любимого человека.
Подобный взгляд на будущее самого прекрасного из человеческих чувств может показаться пессимистичным. Но события XX века не дают повода для иных размышлений. Вульгарно истолкованное учение Фрейда и его последователей привело к борьбе за эмансипацию и «сексуальной революции».
Произошла подмена любви сексом, внутренней гармонии — внешним общением между людьми, «храма любви» — «рынком любви».
В своих рассуждениях по этому поводу еще в 60-е годы XX века Фромм говорил о «разрушении любви» на Западе. Причину подобного явления известный психолог связывал с отчуждением современного человека от самого себя, других людей и природы. Он указывал на то, что моделью любых отношений на Западе являются рыночные отношения. И любовь не стала исключением.
Как на рынке покупатель обращает внимание на яркую внешнюю упаковку товара, его соответствие моде и другим потребительским признакам, точно так же и в отношениях между мужчиной и женщиной на первое место выступают внешняя атрибутика, социальное положение и т. д. В женщинах ценят внешнюю привлекательность, умение «подать себя», умение вести домашнее хозяйство и т. д., а в мужчинах — должность, власть, деньги.
В доказательство поверхностного и легковесного отношения к любви Фромм приводит огромное количество «ширпотребных фильмов» о счастливой и несчастной любви, «низкопробные песенки», рассчитанные на массового потребителя. Он писал: «Ныне на Западе считается «модной» любовь, в истоке которой — внезапно нахлынувшее чувство, эмоциональная спонтанность, необузданная страсть, исключающие ответственность, человеческую серьезность, духовно-нравственное родство и взаимопонимание между партнерами». В таком обществе люди только говорят о любви, но куда более важными считаются карьерный успех, престиж, деньги, власть и т. п.
Так было на Западе почти полвека тому назад. То же самое происходит сегодня на наших глазах в России. Хорошо это или плохо? Ответ, по-моему, очевиден.
Но при всей его очевидности выбор остается за каждым из нас.
В настоящее время любовь пребывает во враждебном окружении. Когда закончится это состояние, никому неизвестно. Но вот что хорошо известно, так это то, что без любви в обществе не будет ни взаимоуважения, ни взаимопонимания, ни милосердия.
А без них человек уже не человек, а его жалкое подобие.
Любовь и милосердие в XXI веке