М. Эпштейн
В поэзии Г. Державина отдельные пейзажные мотивы впервые приобретают самостоятельное художественное значение. У М. Ломоносова пейзаж — это целостная картина природы во всех ее составляющих; у Г. Державина выделяются и поэтизируются времена года, представители флоры и фауны, явления атмосферы, о чем свидетельствуют сами названия стихотворений: «Зима», «Лето», «Облако», «Соловей», «Ласточка», «Синичка», «Похвала комару». Природа впервые приобретает самодовлеющий, отдельный от социального и естественнонаучного, поэтический интерес. При этом для Державина природа не только космос и стихии, но и живые существа: птицы, насекомые, рыбы.
Гораздо внимательнее Державин к атмосферическим явлениям: воздуху, облакам; у него впервые поэтизируется радуга, лунный свет , что предвосхищает знаменательную традицию русской лунной поэзии — от В. Жуковского до С. Есенина. Удивительно сочетается в Державине любовь к грандиозным, стихийным явлениям природы: вулкану, водопаду — с пристальностью к мельчайшим звуковым и цветовым оттенкам, повторам, к эху и отражению предмета в воде. Классицистическая величавость уступает место барочной изысканности и причудливости пейзажа, изобилующего мелкими, не обязательно «типическими» подробностями. Державин ввел в русскую поэзию мрачный, таинственно-зловещий пейзаж (бледная луна, свист бури, ревущие волны — «Водопад», опубл.
1798, «На выздоровление Мецената»), получивший дальнейшее развитие в сентиментальной и романтической поэзии — у Н. Карамзина и В. Жуковского. Барочному принципу живописания соответствует и открытый Державиным для русской поэзии пейзаж экзотический, кавказский пейзаж, сочетающий «ужасы, красы природы» . Другое излюбленное поэтом переплетение ландшафтных и технических мотивов открывает выход в пейзажное мышление ХХ века (В.
Хлебников, Н. Заболоцкий и др.). Если Ломоносов тяготеет к естественнонаучной поэзии, то Державин — к метафизике природы. Свидетельством этого являются не только собственно философические стихотворения , но и впервые развитый им в русской пейзажной лирике прием аналогий: стихотворение строится из двух частей — пейзажно-описательной и обобщенно-дидактической.
Так, «Ключ» — это вдохновение, «Павлин» — пышность, «Облако» — тщеславие, «Лебедь» — слава, «Ласточка» — бессмертие; условность и аллегоричность этих изображений природы не помешали им стать важнейшей вехой на пути к натурфилософской лирике Ф. Тютчева, тоже часто использующей пример аналогии . Вклад Державина в формирование национального пейзажа определяется тем, что у него впервые заметное место занимают осенние и зимние мотивы, почти отсутствующие у предшественников.
М. Эпштейн