Макс Рейнгардт
Своим громким сценическим успехом Ведекинд обязан Максу Рейнгардту (1873-1943). Он поставил пьесу Ведекинда «Пробуждение весны» (1906) в берлинском «Немецком театре», который под его руководством стал ведущим театром Германии, а сам Макс Рейнгардт — известнейшим немецким режиссером предвоенных лет.
Он достиг этого благодаря смелому репертуару и четкому руководству театром, что обеспечило ему победу над бесплодной рутиной придворного театра и столичной сцены. Рейнгардт инсценировал произведения наиболее значительных современных авторов: Г. Гауптмана, Гофмансталя, Шницлера, Штернхейма, Стриндберга, Ибсена, Шоу, Л. Толстого и Горького. Одновременно он заново открыл забытых драматургов Ленца, Бюхнера и Граббе. Вершиной творческой деятельности Макса Рейнгардта явились постановки циклов пьес немецких классиков и, конечно же, его постановки пьес Шекспира. Правда, за этим удивительным многообразием творческих интересов стояли, пожалуй, не ярко выраженные литературные пристрастия и тем более не отчетливая культурно-политическая концепция, а скорее стремление придать театру зрелищное великолепие, это стремление было отличительной чертой позднебуржуазного искусства, хотя цели, которые ставили перед собою отдельные драматурги, были весьма различны.
«Я мечтаю о театре, — писал Макс Рейнгардт, — который вернет людям радость. Который откроет им выход из серой повседневности к веселому и чистому воздуху красоты. Я чувствую, что людям надоело видеть в театре повторение собственных несчастий и что они тянутся к ярким краскам, к возвышенному».
Для создания такого «праздничного» театра использовались все средства, и в первую очередь — актеры. Рейнгардт сумел не только привлечь в «Немецкий театр» лучших актеров, но благодаря своей чуткости и убежденности помог раскрыться их талантам. В «Немецком театре» играли Альберт Бассерман, Пауль Вегенер, Александр Моисси, Вернер Краус, Фридрих Кайслер, Люсия Гефлих, Эдуард фон Винтерштейн, Эмиль Яннингс. Использовались и всевозможные технические средства: вращающаяся сцена, декорационные задники, проекторы, искусственный туман.
Начиная с Макса Рейнгардта, режиссура превратилась в режиссерское искусство, а сам режиссер стал центральной фигурой в театре, стал организующим и связующим началом для актеров, декораторов, композиторов, театральных техников, с одной стороны, и для зрителей — с другой. Результат столь комплексной организации театрального зрелища был поразителен. Эдуард фон Винтерштейн писал, вспоминая о знаменитой постановке Рейнгард-том шекспировского «Сна в летнюю ночь» (1905): «Когда поднялся занавес, то на сцене появился лес, самый настоящий лес. Чтобы сделать иллюзию наиболее полной, из-за кулис впрыскивали хвойную эссенцию… При звуках скерцо Мендельсона по деревьям стали прыгать и карабкаться эльфы — это была потрясающая картина. Подвешенные на ветвях и подрагивающие лампочки изображали светлячков, а лунная подсветка прожекторов, которые просвечивали сквозь листву, создавала на сцене причудливую игру бликов и теней…» 31.
Эта буйная театральная зрелищность, рожденная гениальной фантазией выдающегося режиссера, отражала те перемены, которые происходили в культурной жизни в «постнатуралистический» период. Макс Рейнгардт превратил театр натуралистического изображения «среды» в театр совершеннейших иллюзий; он стал образцом «кулинарного» театра (по выражению Брехта), который резко расходился и с представлениями Ведекинда об искусстве.
Макс Рейнгардт