«Маленький принц» и его читатели
Философская сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» уже давно стала предметом обсуждения на уроках литературы в 8-м классе, ее анализу посвящен ряд методических разработок. Поэтому своей задачей я вижу сейчас не повторение сказанного моими коллегами, а попытку разобраться в том, как понимают сегодняшние школьники содержание произведения, написанного много лет назад, в период Второй мировой войны, в чем видят его значение для современного читателя. Хотелось узнать, близки и понятны ли детям, живущим в мире, ориентированном прежде всего на Материальное благосостояние, в мире, где слова «война», «убийство», «насилие», «жестокость», «терроризм» стали, к несчастью, вполне привычными, — вечные нравственные ценности и стремление французского писателя-романтика объединить людей под знаменами ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ и ЛЮБВИ.
В предварительной беседе с учащимися им было дано задание — познакомиться с биографией Экзюпери-писателя и Экзюпери-летчика и постараться понять, что было наиболее важным для этого человека в жизни и в творчестве. Им было также предложено по прочтении сказки «Маленький принц» создать Систему восприятия произведения, в которой с помощью схем, рисунков-символов, подбора цитатных аргументов, цветовых ассоциаций нужно отразить тему и основную мысль книги, раскрыть проблематику и выявить особенности характеров героев.
Надо отметить, что составление Системы восприятия произведения для моих учеников является привычным заданием , с которым многие справляются вполне успешно. При проверке знаний учеников этот вид творческой домашней работы позволяет не только выявить, насколько внимательно книга прочитана, как поняты основные проблемы и авторская позиция, но и почувствовать индивидуальное для каждого, порой не похожее на традиционное, осмысление прочитанного. Именно в системе восприятия можно увидеть личностную позицию ученика по отношению к автору и его героям.
Кроме того, эта творческая работа поможет учащемуся чувствовать себя уверенно на уроке, принимать активное участие в обсуждении произведения и аргументированно отстаивать свою позицию. Подбирая цитатные аргументы, учащиеся не забыли и об эпиграфах к уроку-семинару, тему которого мы вместе с ними обозначили в предварительной беседе: «Благослови детей и зверей, или Ты в ответе за тех, кого приручил». Работа заинтересовала учащихся, и они подобрали достаточно интересный цитатный материал. Вот некоторые из эпиграфов: «Вот мой секрет.
Он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»; «Себя судить куда трудней, чем других. Если сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр»; «Если любишь цветок — единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым»; «Одни только Дети знают, чего ищут»; «…Не в том чудо, что Дом укрывает и греет… Чудо в том, что он незаметно передает нам запасы нежности — и она образует в сердце, в самой его глубине, неведомые пласты, где, точно вода из родника, рождаются грезы».
Интересным нам с учениками представляется эпиграф, который, по мнению предложившего его восьмиклассника, отражает суть нравственной позиции Экзюпери: «Работая только ради материальных благ, мы сами себе строим тюрьму. И запираемся в одиночестве, и все наши богатства — прах и пепел, они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить». А одна ученица предложила в качестве эпиграфа строки из стихотворения Александра Блока «Девушка пела в церковном хоре…».
И всем казалось, что радость будет, Что в тихой заводи все корабли, Что на чужбине усталые люди Светлую жизнь себе обрели.
Выбор эпиграфа восьмиклассница объяснила тем, что стихотворение написано Блоком в августе 1905 года, в «минуты роковые» первой русской революции, когда проливалась кровь, когда людей захлестывали злоба и жестокость, что повторилось потом в мировой истории не однажды, в том числе и в период Второй мировой войны. Именно в такие времена желание людей обрести «тихую гавань» и «светлую жизнь» без потрясений особенно ощутимо.
Уже на уроке, обращаясь к биографии писателя, ученики отмечали, что на творчество Экзюпери, безусловно, наложила отпечаток его профессия: он подолгу жил на дальних аэродромах Сахары и Южной Америки, летал над пустынями и горами, выполнял сложные международные рейсы, попадал в аварии и, подлечившись, снова возвращался в строй. Здесь, в авиации, он понял, что для летчиков товарищество является законом. Если ты сегодня не придешь другу на выручку, то завтра непременно погибнешь. Ежедневно, выполняя свое задание , ты рискуешь жизнью, и именно это учит быть особенно бережным к людям, ценить тепло домашнего очага, чувствовать «радость жизни… в глотке ароматного, обжигающего напитка, в смеси кофе, молока и пшеницы — в этих узах, что соединяют нас с мирными пастбищами, с экзотическими плантациями и зрелыми нивами, со всей Землей», понимать, что «пшеница — это нечто большее, чем телесная пища», что «хлеб стал для нас средством единения людей, потому что люди преломляют его за общей трапезой», что «вкус разделенного хлеба не сравним ни с чем».
Так же бережно учит летчика жизнь, полная повседневных опасностей, ценить и воду. Лишь в пустыне узнаешь, что такое вода и что обычные колодцы привязывают человека, «точно пуповиной, к чреву земли». Вот они, истинные ценности: родной дом, хлеб, вода, узы дружбы, которую нельзя купить за «все золото мира», ощущение «новизны мира, что охватывает после трудного перелета: деревья, цветы, женщины, улыбки — все расцветила яркими красками жизнь, возвращенная нам сейчас, на рассвете».
Герои книг Экзюпери могут сказать о своем главном чувстве словами того, кто их создал: «Я знаю, что люблю. Люблю жизнь».
Обращаясь к разговору о сказке «Маленький принц», ученики отмечают, что это удивительно доброе произведение было создано писателем в 1942 году вдалеке от любимой Франции, оккупированной фашистами, и посвящено его лучшему другу Леону Верту, «когда он был маленьким». Это посвящение символично: «Маленький принц» стал ответом на все споры, которые друзья когда-то вели, и этот ответ должен был показать, что все споры и расхождения во взглядах никчемны перед лицом того прекрасного, что есть в жизни и в каждом человеке, перед лицом вечных нравственных ценностей. Восьмиклассники обращают внимание на то, что в самом начале повествования рассказчик вспоминает эпизод из своего детства, когда он, будучи шестилетним ребенком, нарисовал удава, проглотившего слона, и никто из взрослых не понял, что это удав. Здравомыслящие взрослые считали, что на рисунке изображена обыкновенная шляпа. Они были напрочь лишены того детского воображения, которым обладал рассказчик.
Через много лет ему с грустью пришлось признать, что «все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит». И вот такому человеку с неординарным мышлением высшей силой послана встреча с удивительным малышом, начинающим знакомство с летчиком не с обычного приветствия и даже не с вопроса «Кто ты?», а со странной просьбы: «Пожалуйста… нарисуй мне барашка!» И ведь что интересно, отмечают восьмиклассники: нарисованный барашек удивительно напоминает своей необычностью нарисованного когда-то удава, которого никто удавом не считал. Ребята с радостью замечают, что впервые за многие годы летчик встретил настоящую родственную душу, способную, как и он, с такой же детской непосредственностью воспринимать окружающий мир.
Рассказывая о встрече летчика и Маленького принца, учащиеся переходят к анализу короткого жизненного пути необыкновенного мальчика и его взаимоотношений с теми, кто на этом жизненном пути встречался. И здесь закономерен вопрос: кто же наиболее близок маленькому герою, чей образ, помимо образов летчика и малыша, интересен читателю, и почему? Мнения учеников расходятся. Кто-то считает, что это Лис, до встречи с юным героем знавший только кур, на которых охотился, и охотников, которые ловили его. Когда же после знакомства «Маленький принц приручил Лиса», со зверем произошла метаморфоза: он начал по-новому ощущать окружающий мир и себя в этом мире.
Лис получил способность волноваться, тревожиться, радоваться, наконец, быть счастливым, как человек, обладающий «зорким сердцем», то есть как Маленький принц. Его душа тоже родственна душе пришельца с далекой планеты «астероид Б-612». Именно Лис научил ребенка понимать, что любовь — это умение видеть и слышать то, чего раньше не замечал, Умение чувствовать ответственность за того, кого любишь. Поэтому многие ученики думают, что роль Лиса в судьбе малыша очень значительна. Некоторые полагают, что наиболее близка — как ни странно покажется это на первый взгляд — принцу его Роза, «такая слабая, такая простодушная», у которой «только и есть, что четыре жалких шипа, больше ей нечем защищаться от мира».
Да, Роза капризна и изнеженна, но именно она способна дарить наслаждение своим внешним видом и ароматом, а Маленький принц, живя рядом с ней, этой прелести не замечал, потому что в то время он, по его собственному признанию, «был слишком молод и не умел любить». Да, Лис научил героя любить, но ведь именно Розу принц любит больше всех, ради нее, единственной, он решается на опасное путешествие назад — к капризному и простодушному цветку, который герою дороже, чем пять тысяч роз на Земле. Покидая летчика, малыш просит старшего друга нарисовать намордник для барашка: тот ведь может съесть беззащитный цветок.
Говоря о любви принца к далекой Розе, некоторые ученики ассоциируют это чувство с любовью самого писателя к родной, вынужденно покинутой им Франции . Размышляя о родстве душ летчика и его маленького друга, учащиеся обращают внимание на то, что они оба часто чувствуют и мыслят одинаково, порой понимая друг друга без слов: оба видят удава на рисунке, который другие считают изображением шляпы; охотно представляют себе, что в нарисованном ящике находится именно барашек, а не кто-то другой; летчик еще только собирается сообщить другу, что починил самолет, а мальчик уж
«Маленький принц» и его читатели