«Малиновая вода», анализ рассказа Тургенева
История создания
Рассказ «Малиновая вода» был опубликован в журнале «Современник» № 2 за 1848 г. В нем соединены замыслы двух очерков, которые Тургенев называл в планах «Туман» и «Степушка». Рассказ написан в Париже осенью 1847 г.
В первой журнальной публикации рассказ подвергся значительной цензурной правке. В издании «Записок охотника» 1852 г. первоначальный текст был восстановлен.
Литературное направление и жанр
Рассказ «Малиновая вода» реалистический, имеет антикрепостническую направленность. Читатель наблюдает ряд типичных образов крестьян и помещиков. По своей описательности рассказ похож на очерк, в нем нет ярко выраженной кульминации.
По насыщенности персонажами и событиями рассказ приближается к повести.
Проблематика
Основная проблема рассказа связана с крепостным правом, которое делает и крестьян, и помещиков по-своему несчастными и лишает их не только достоинства, но и человеческого облика.
Сюжет и композиция
Рассказ «Малиновая вода» входит в цикл «Записок охотника», объединенных героем-рассказчиком. Название рассказа посвящено источнику, ключу, который назывался «Малиновая вода», бьющему из расселины речки Истры.
Небывалая августовская жара, сопровождающая героев на протяжении рассказа, приводит охотника к источнику. Экспозиция рассказа — летний пейзаж и описание ключа, возле которого рассказчик встречает двух стариков — Степушку и Тумана.
Рассказав о Степушке, охотник подходит поближе и узнает другого старика, Тумана, с которым вспоминает порядки при старом графе. Таким образом, через монолог и диалог читатель узнает о жизни не только этих крестьян, но и барина Петра Ильича.
Рассказ как будто завершается этим диалогом. Но за ним следует пейзаж, в котором еще усиливается ощущение жары и духоты. Он играет роль своеобразной интерлюдии, после которой в действие вводится новый персонаж — крестьянин Влас.
Из диалога Тумана с подошедшим Власом, недавно потерявшим сына, читатель узнает, что жизнь при сыне графа, Валериане Петровиче, еще более тяжела.
Унылая песня в финале на том берегу реки соответствует настроению героев. Финал у рассказа открытый, не определена судьба ни одного из героев.
Герои рассказа
Степушка — самое жалкое существо, которое могло быть порождено крепостным правом. Это человек без прошлого, неизвестно откуда взявшийся в деревне Шумихино и живущий при садовнике Митрофане, которого помещики поселили на месте сгоревшего когда-то господского дома.
Только рассказав о жизни Степушки, автор описывает его внешность, подчеркивая, что Степушка — маленький человек не только в переносном, но и в прямом смысле: «Лицо у него маленькое, глазки желтенькие, волосы вплоть до бровей…» Детскую, примитивную внешность дополняет речь героя. Говорил Степушка запинаясь, «словно пуды языком ворочал».
Степушка не только не был дворовым, не получал никакого жалования или пособия, но его даже нельзя было считать человеком. У Степушки не было ни положения в обществе, ни связей, ни родственников, никто не знал о нем, у него даже прошлого не было. И он не числился по ревизии, то есть был мертвой душой.
Степушка жил, как животное, в клети позади курятника, зимой — в предбаннике или на сеновале. Он питался тем, что подавали добрые люди. Автор сравнивает Степушку с муравьем, который хлопочет только ради пропитания.
Движения его суетливы, он в любую минуту готов спрятаться.
Туман — прозвище вольноотпущенного Михайла Савельева, который раньше был дворецким у графа Петра Ильича. Это был семидесятилетний человек с правильным и приятным лицом. Он разговаривал немного в нос, «добродушно и величаво», все делал не торопясь, даже сморкался и нюхал табак. С удовольствием Туман рассуждает о разных сторонах жизни помещиков: о собаках и псовой охоте, о богатых барских приемах, одежде и даже господской морали.
Он недоволен утратой положения при барине, потому что вместе с этим утратил свою значимость.
Третий крестьянин, с которым встречается рассказчик — Влас. Это мужик лет пятидесяти. Его запыленная дорожная одежда и котомка выдают в нем человека, проделавшего дальний путь.
Влас очень пострадал от крепостного права. Он потерял сына и не мог больше платить оброк «девяносто пять рублев с тягла». Поэтому он пошел в Москву к барину Валериану Петровичу, сыну Петра Ильича.
Но барин отказался перевести его на барщину, велев сначала заплатить недоимку. Влас относится к жизненной несправедливости как к чему-то естественному, будто речь идет о другом.
Особое место в галерее реалистических типов русской деревни занимают помещики. Граф Петр Ильич, «вельможа старого века», проживал в селе Троицком в огромном деревянном доме в 2 этажа. Граф любил принимать гостей, наслаждаясь их подобострастием.
Он созывал всю губернию и жил на широкую ногу, а разорившись, уехал в Петербург искать себе места и умер в забвении в гостинице.
Читатель узнает подробности жизни графа из рассказа его дворецкого. Туман восхищается пышностью барских банкетов. В пример доброй души графа Туман приводит обыкновенную, видимо, историю: «Побьет, бывало, тебя — смотришь, уж и позабыл».
Туман считает мудростью самодурство барина, который выгнал капельмейстера из немцев, захотевшего кушать с господами за одним столом, потому что музыканты и так «свое дело понимают». По словам Тумана, барина разорили матрески , имевшие над ним власть.
Рассказчик — выразитель авторского отношения к крепостному праву. Если мужики не понимают во всей полноте трагедии своего подневольного существования, оправдывают господ, то рассказчик искренне сочувствует крепостным. Это отражается в деталях: он называет крестьянина «мой бедный Влас», задает Туману неудобные вопросы о строгости покойного барина.
Тургенев осуждает систему, выпавший из которой человек вообще перестает быть человеком.
Стилистические особенности
Рассказ поэтичен и даже музыкален. С помощью психологического параллелизма Тургенев описывает внутреннее состояние героев. Усиливающаяся жара соответствует нагнетанию эмоций крестьян: совершенно равнодушного Степушки, робко возмущающегося Тумана и отчаявшегося Власа.
Детали в рассказе важны для психологической характеристики героев. Туман смущается, когда рассказчик вынуждает его признать, что нынешние порядки лучше прежних, потому что скучает по «хорошему времечку». Влас смеется и бодрится, но лицо выдает горе от потери сына, обиду на барина: на глазах его слезинки, губы подергивает, голос срывается.
Крестьяне у Тургенева — яркие индивидуальности. Они даже говорят по-разному: Степушка нечленораздельно, Туман правильно и разумно, по-господски поддерживает беседу, Влас — кратко, сдерживая обиду.
«Малиновая вода», анализ рассказа Тургенева