• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Готовые сочинения > Из зерна добра — цветок доброты

 

Из зерна добра — цветок доброты

Предварительная подготовка к уроку.

Прочитать рассказы А. П. Платонова: «Юшка», «Неизвестный цветок», «Цветок на земле» и другие рассказы по выбору учащихся. Индивидуально-групповые задания: иллюстрации к рассказу «Юшка», ответы на вопросы, выразительное чтение эпизодов рассказов «Юшка», «Неизвестный цветок», «Цветок на земле».

Э п и г р а ф ы к у р о к у:

…На свете каждый кому-то нужен

От колыбели до самой смерти.

Г. Умывакина

Сиротства человек не терпит, и оно — величайшее горе.

А. Платонов

О с н о в н о й в о п р о с у р о к а: Какие нравственные заповеди оставил А. П. Платонов потомкам в своем рассказе «Юшка»?

Ход урока

С л о в о у ч и т е л я. Сегодня у нас урок-праздник и, надеюсь, урок-открытие. Праздник потому, что нельзя буднично, обыденно говорить о великом писателе, который является одновременно и твоим земляком. Открытие потому, что рассказ, над которым мы будем работать сегодня, — это нравственная заповедь, точнее — заповеди, обращенные к нам, потомкам А. П. Платонова.

Цель нашего урока — попытаться понять эти заповеди, основываясь на осмысленном чтении рассказа и глубоком, подготовленном разговоре о прочитанном.

К сегодняшнему уроку мы собирали материал усилиями четырех групп: «человековедов», «слововедов», «литературоведов», «исследователей». У всех групп были конкретные задания и вопросы, большая часть которых представлена на стенде «Готовимся к уроку». Но одно задание у каждой группы тайное: нужно было нарисовать иллюстрацию к конкретному эпизоду рассказа. (Каждая группа демонстрирует свой рисунок, ребята ищут соответствующий фрагмент повествования, Дети выразительно читают его.

Потом учитель показывает символический рисунок цветка и задает вопрос: «С каким фрагментом рассказа соотносится этот рисунок? А с какими рассказами?» — «Цветок на земле», «Неизвестный цветок».)

Об этих рассказах нам тоже предстоит поговорить сегодня. Итак, я приглашаю вас к беседе и размышлениям о прочитанном. Вам слово, «человековеды».

В о п р о с ы и з а д а н и я, которые были предложены членам этой группы: Найдите опорные слова, предложения, соответствующие теме «лишнего», «ненужного» человека. Найдите словесное отражение темы доброты. Какую правду о жизни знает Юшка? Как она подтверждается?

Какую закономерность в отношениях людей можно вывести из слов детей о Юшке: «Пусть он лучше злится, раз он вправду живет на свете»? В рассказе мы видим отношение к Юшке детей и взрослых. Об этом у А. П. Платонова последовательное повествование.

Почему дети так жестоки с Юшкой?

В процессе беседы учитель подводит детей к выводу о том, что Юшка не такой, как все, что для окружающих жить — злиться, а для Юшки жить — любить, что основные проблемы, поднятые в рассказе, — проблемы доброты и непохожести, а значит, ненужности человека. Автор наделил Юшку мудростью наивности и силой слабости, заставив читателя верить Юшке, переживать за него.

С л о в о у ч и т е л я. А теперь посмотрим, какие слова использует А. П. Платонов для создания столь своеобразного художественного образа, какими чертами наделен в произведении рассказчик. В разговоре принимают самое активное участие «слововеды».

В о п р о с ы и з а д а н и я, предложенные этой группе учащихся: Найдите в тексте рассказа «лишние» слова, речевые повторы, просторечные слова и выражения. Как вы думаете, в чем смысл их использования? Укажите олицетворения, эпитеты, метафоры.

В какой части текста их больше? Почему? Как называет А. Платонов человека, ударившего Юшку? Как называет того, кто поднял умершего главного героя?

Есть ли особая смысловая нагрузка в этих словах?

В беседе по предложенным вопросам учитель должен подвести детей к выводу о том, что рассказчик — человек неравнодушный, беспокойный, которому свойственны, как и герою, «детскость», добрый взгляд на мир, одухотворенность, вера в прекрасное будущее человеческого единения, который уверен, что лишних людей не бывает, что человеческая доброта неиссякаема и всегда плодовита, что человек важнее всего.

С л о в о у ч и т е л я. «Литературоведы» продолжают разговор о прочитанном.

В о п р о с ы и з а д а н и я этой группе: Найдите основные элементы сюжета: завязку, кульминацию, развязку действия. Почему само действие занимает в рассказе его меньшую часть? Можно ли назвать точно время, когда разворачивается действие рассказа? А можете ли вы указать место действия? Есть ли конкретные имена у героев?

Как это соотносится с замыслом автора?

Вместе с учителем учащиеся должны сделать вывод о том, что рассказ носит характер притчи.

С л о в о у ч и т е л я. Давайте вспомним, ребята, когда мы еще сталкивались с притчами? Что обозначает слово «притча»? Найдите значение термина в словарике в конце учебника. Теперь мы подошли к ключевому вопросу урока: «Какие нравственные заповеди оставил А. Платонов потомкам в своем рассказе «Юшка»»?

Я обещала открытие на этом уроке. Внимание! Попытка открытия. Слово «исследователям».

Слушаем содержание их домашнего задания: «Соотнесите три рассказа: «Юшка», «Неизвестный цветок» и «Цветок на земле». Что объединяет эти произведения?»

Учитель направляет детей к мысли о том, что никто на земле не лишний, ничто не проходит бесследно, прах дает прекрасный цветок; если человек дарит доброту, доброта неизбывна в мире, она согревает сердца людей, делает их жизнь светлее, усиливая веру в прекрасное.

С л о в о у ч и т е л я. Давайте послушаем, как тянется к солнцу первый цветок весны, как рождается красота, подумаем, как велика воля к жизни. .

Вновь звучит музыка из пьесы П. И. Чайковского. На фоне музыки читается еще один абзац рассказа.)

А сейчас вопрос-загадка. Надеюсь, вы внимательно прочитали вступительную статью В. Чалмаева, посвященную А. Платонову. Какая фраза в ней объединяет рассказы «Неизвестный цветок» и «Юшка» и судьбу их автора?

Неизвестный цветок — символ непохожести, беззащитности и силы одновременно, символ «прекрасного и яростного мира», символ мечты о гармонии.

Д о м а ш н е е з а д а н и е. Сочинение-миниатюра по теме урока «Из зерна добра — цветок доброты».

Г р у п п о в ы е з а д а н и я: составить кроссворд по рассказам А. П. Платонова, написанным для детей; составить викторину о жизни и творчестве писателя.



Из зерна добра — цветок доброты

Другие сочинения по теме:

  1. Сочинение по прочитанному рассказу А. П. Платонова «Неизвестный цветок» Я прочитала рассказ Андрея Платоновича Платонова «Неизвестный цветок». В этом произведении рассказывается о храбром и смелом маленьком цветочке, а почему...
  2. Рассказ А. П. Платонова «Неизвестный цветок» Рассказ Платонова «Неизвестный цветок» заставляет читателя всерьез задуматься о трудностях человеческой жизни, хотя, на первый взгляд, речь здесь идет об...
  3. Стихотворение А. С. Пушкина «Цветок» «Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге вижу я…» «И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя». (Поэт погружается в раздумья...
  4. Чем является красный цветок для героя рассказа? Рассказ В. Гаршина «Красный цветок» повествует о героической борьбе — борьбе главного героя с вселенским злом. Воплощением этого зла для...
  5. «Золотые зерна народной мудрости» Программа литературного образования под редакцией Г. И. Беленького включает в себя много фольклорных произведений, рекомендованных для изучения на уроке и...
  6. Краткое содержание сказки Платонова «Неизвестный цветок» Жил на свете маленький цветок. Рос он на сухой глине пустыря, среди старых, серых камней. Его жизнь началась с семечка,...
  7. Неизвестный цветок краткое содержание Платонов А. П. Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один...
  8. «Красный цветок» Гаршина В 1883 году писатель завершил лучшее свое произведение — рассказ «Красный цветок», который стал как бы символом его жизни и...
  9. Красный цветок краткое содержание Гаршин В. М. Самый знаменитый рассказ Гаршина. Не являясь строго автобиографическим, он тем не менее впитал личный опыт писателя, страдавшего...
  10. Краткое содержание рассказа Гаршина «Красный цветок» Самый знаменитый рассказ Гаршина. Не являясь строго автобиографическим, он тем не менее впитал личный опыт писателя, страдавшего маниакально-депрессивным психозом и...
  11. Неизвестный цветок — Андрей Платонов Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре; коровы...
  12. «Неизвестный цветок», анализ произведения Платонова Жанр произведения Андрея Платоновича Платонова «Неизвестный цветок» очень сложно отнести к какой-то определенной разновидности. В литературной критике чаще всего можно...
  13. Сочинения по литературе по рассказу Платова «Юшка» А. П. Платонов писал о себе: «…исполняется моя долгая упорная детская мечта — стать самому таким человеком, от мысли и...
  14. Анализ сказки-были А. П. Платонова «Неизвестный цветок», план Жанр произведения сказка-быль. Главных героев два — сам диковинный цветок и девочка Даша. Завязка — появление непопулярного цветка на пустыре....
  15. Краткое содержание рассказа А. П. Платонова «Неизвестный цветок» Это рассказ о маленьком цветке, о котором никто не знал на земле, потому что он рос один на пустыре. Коровы...
  16. «Цветок» анализ стихотворения Александра Пушкина Для позднего творчества Александра Пушкина характерна философская лирика. К этому жанру относится и стихотворение «Цветок» , которое поэт написал в...
  17. Конспект по произведению уроки доброты Цель: нравственное воспитание детей, учить быть сдержанными и доброжелательными, уметь работать в коллективе, развитие связной речи, работать над выразительностью речи,...
  18. Євген Гуцало «Лось». Вічне протистояння добра і зла. Співчуття, милосердя — шлях до перемоги добра Тема: Євген Гуцало «Лось». Вічне протистояння добра І зла. Співчуття, милосердя — шлях до перемоги добра. Мета: навчати учнів аналізувати...
  19. Основные произведения Платонова, как гимн творчеству добра Есть писатели, творчество которых намного опережает свое время, и поэтому проходят десятилетия, прежде чем они обретают свое место в истории...
  20. Описание: Заботливый цветок Есть такое растение — высокое, с красными цветами. Цветы эти собраны в большие стоячие кисти. Называется оно кипрей. Об этом...
« Краткое изложение Петербург Андрей Белый
«Горе», анализ рассказа Шукшина »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения