Марина Цветаева
В 1910 году Марина перешла в седьмой класс. В этом году опубликован ее первый сборник стихов «Вечерний альбом». Некоторые стихотворения юной девочки поражают своей глубиной.
Ты мне поведал — так рано! Я все разгадала — так поздно! В сердцах наших вечная рана, В глазах молчаливый вопрос…
Темнеет… Захлопнули ставни, Над всем приближение ночи… Люблю тебя, призрачно-давний, Тебя одного — и навек!
Лирическая героиня — молодая девушка, мечтающая о любви. В стихотворении «Молитва», написанном в день семнадцатилетия, 26 сентября 1909 года, ощущается страстность:
Христос и Бог! Я жажду чуда Теперь, сейчас, в начале дня!
Ты мудрый, ты не скажешь строго: «Терпи, еще не кончен срок». Ты сам мне подал — слишком много! Я жажду сразу — всех дорог!
Гадать по звездам в черной башне, Вести детей вперед, сквозь тень… Чтоб был легендой — день вчерашний, Чтоб был безумьем — каждый день! Героиня стихотворения «В Люксембургском саду» признается:
Я женщин люблю, что в бою не робеют, Умевших и шпагу держать, и копье,- Но знаю, что только в плену колыбели Обычное — женское — счастье мое!
В «Вечернем альбоме» Цветаева рассказала о себе, о своем отношении к матери, сестре Асе и другим. В стихотворениях угадывается конфликт между страстью и идеальной любовью. В мае 1911 года Цветаева познакомилась в Коктебеле с Сергеем Эфроном и полюбила его на всю жизнь.
В 1912 году появляется второй сборник «Волшебный фонарь». Некоторые стихотворения в сборнике прекрасно звучат:
Счастье видится воочью: В небе звезды — сны внизу. Хорошо июльской ночью На большом возу!
В 1912 году в поэзии заявили о себе новые направления: акмеизм, футуризм. Но Цветаеву не волновали литературно-общественные события. 5 сентября 1912 года у Цветаевой рождается дочь. В феврале 1913 года появился третий сборник стихов — «Из двух книг».
Он содержит сорок стихотворений из первых двух сборников и только одно новое. В стихах 1913 года встречаются мысли об ужасе конца:
Знаю! — Все сгорит дотла! И не приютит могила Ничего, что я любила, Чем жила.
Другое стихотворение этого времени:
Быть нежной, бешеной и шумной, — Так жаждать жить! — Очаровательной и умной,- Прелестной быть! Нежнее всех, кто есть и были, Не знать вины… — О возмущенье, что в могиле Мы все равны!
В начале 1914 года Цветаева создает поэму «Чародей». В поэме говорится об одном вечере, проведенном детьми с Чародеем, о множестве впечатлений детей. Поддерживая в болезни старшего брата мужа Петра, Цветаева пишет ему в 1914 году письма и стихотворения .
Война остается вне ее интересов. В январе 1915 года она пишет:
Безумье — и благоразумье, Позор — И честь, Все, что наводит на Раздумье, Все слишком есть — Во мне.- Все каторжные страсти Слились в одну! Так в волосах моих — все масти Ведут войну. Я знаю весь любовный шепот, — Ах, наизусть! — Мой Двадцатидвухлетний опыт — Сплошная грусть1
В октябре 1915 года в одном из стихотворений она признается:
Цыганская страсть разлуки! Чуть Встретишь — уж рвешься прочь. Я лоб Уронила в руки И думаю, глядя в ночь: Никто, в наших письмах роясь, Не Понял до глубины, Как мы вероломны, то есть — Как сами себе верны.
Последнее стихотворение 1915 года — «Даны мне были и голос любый…» наполнено трагическим предчувствием:
…на бегу меня тяжкой дланью. Схватила за волосы Судьба!
В 1916 году под впечатлением знакомства и общения с Блоком, Мандельштамом, Чурилиным Марина Цветаева создает стихотворения о них самих, об их отношениях с ней. Внешние события практически не волнуют Цветаеву. Летом 1916 года Цветаева написала двенадцать восторженных стихотворений, обращенных к Ахматовой, К лету 1916 года стихи Цветаевой появились в нескольких номерах «Северных записок», в «альманахе муз» в соседстве с Брюсовым, Ахматовой, Кузминым, Мандельштамом, Чурилиным. Цветаева стала достаточно известной.
Стихи 1916 года были изданы в 1922 году в книге «Версты». Открывается книга стихотворением, в котором звучит национальная традиция:
Отмыкала ларец железный, Вынимала подарок слезный: С крупным жемчугом перстенек, С крупным жемчугом.
В апреле тысяча девятисот семнадцатого года Марина написала два стихотворения о Стеньке Разине. Цветаева, как и большинство населения России, пытается осмыслить происходящие в стране события, ощущает растерянность. К своей работе Цветаева относится как труженик:
Так будь же благословен — Лбом, локтем, узлом колен Испытанный,- как пила В грудь въевшийся — край стола!
Она сравнивает творчество с пахотой:
Я — деревня, черная земля. Ты мне — луч и дождевая влага. Ты — Господь и Господин, а я — Чернозем — и белая бумага!
В «Верстах II» Цветаева опубликовала стихи, созданные в тысяча девятисот семнадцатого-1920 годах. В некоторых стихотворениях ощущается страх выбрать не ту дорогу в жизни, дорогу «крестом» . Некоторые стихотворения созвучны времени. Например, стихотворение «Если душа родилась крылатой…» :
Два на миру у меня врага, Два близнеца — неразрывно — слитых: Голод голодных — и сытость сытых!
В стихотворении «Из-под копыт…» описан ритм цыганской свадьбы:
Из-под копыт — Грязь летит! Перед Лицом — Шаль, как щит. Без молодых Гуляйте, сваты!
Эй, выноси, Конь косматый!
В это время умерла младшая дочы От голода. Стихотворение «Две руки, легко опущенные…» звучит как молитва. Цветаеву устроили па службу в Народный комиссариат по делам национальностей. Ее. обязанностью было делать вырезки из газет.
Перед ней развертывалась панорама Гражданской войны. А Сергей Эфрон, ее муж, был в Добровольческой армии, на Дону. Цветаева составила цикл стихов «Комедьянт», собирала книгу «Лебединый стан». В романтической пьесе «Фортуна» звучат строчки:
…И я, Лозен, рукой, белей, чем снег, Я подымал за чернь бокал заздравный! И я, Лозен, видал, что полноправны Под солнцем дворянин и дровосек!
Взгляды Цветаевой на революцию были лишены классового содержания. В это время у Цветаевой не было читателя. Иногда она выступала на поэтических вечерах. Бумажный голод сделал эти вечера необходимыми.
Ее трагедия заключалась в самоизоляции. В 1920-1922 годах Цветаева создает «фольклорные поэмы». В «Царь-Девице» проходят темы любви, стихий и мечты. Сюжет «Царь-Девицы» Цветаева взяла из сказки, помещенной в собрании Афанасьева. В конце поэмы Цветаева весело и с издевкой пишет об обращении царя за помощью к «дворянчикам» и купцам.
А народ царю «брюхо вспорет». За «Царь-Девицей» последовали поэмы «На Красном коне», «Переулочки», «Молодец», «Егорушка». С 1 июля 1921 года до 11 мая 1922 года Цветаева написала больше ста стихотворений.
Среди них был небольшой цикл «Разлука», а остальные вошли в книгу «Ремесло». В стихах цикла «Разлука» звучат мотивы полу обреченности и надежды.
Все круче, все круче Заламывать руки! Меж нами не версты Земные,- разлуки Небесные реки, лазурные земли, Где друг мой навеки уже — Неотъемлем.
В «Ремесло» вошли стихи о творчестве, о разных сторонах духовной жизни. Есть стихотворение о Маяковском:
Превыше крестов и труб, Крещенный в огне и дыме, Архангел — тяжелоступ — Здорово, в веках Владимир!
Стихотворение выполнено в стиле творчества самого Маяковского. В Берлине за два с половиной месяца Цветаева написала около тридцати стихотворений, рассказ «Флорентийские ночи», большую статью о Пастернаке «Световой ливень», опубликовала подготовленный в Москве сборник «Разлука», «Стихи к Блоку», подготовила к печати томик избранного «Психея», книгу «Ремесло» и второе издание поэмы «Царь-Девица», Наконец Марина встретилась с Сергеем в Чехии. В материальном отношении их жизнь была очень трудной.
В Чехии она пишет цикл стихотворений «Сивилла». Они музыкальны и зрелы по мысли. В Чехии Цветаева завершает поэму «Молодец».
Это песнь о любви, о взлете человеческого духа. Поэма была творческой удачей. Ее тоска по России прорвалась в стихотворении «Рассвет на рельсах» . Цикл «Провода» посвящен Родине. В 1922 году она пишет оду «Хвала богатым» с саркастической направленностью.
В чешский период появились «Поэма Горы», «Поэма Конца», «Крысолов», создавалась трагедия «Ариадна» . «Поэма Горы» и «Поэма Конца» составляют поэму-дилогию о любви, бурной и краткой. Прототипом героя был Родзевич — человек запутанной и трагической судьбы . Для Цветаевой образ Горы лирический.
Гора является символом души Цветаевой: в крутизне, колючих чащах, в норах, в тайных тропах к небу. В Праге у Цветаевой родился сын. В 1932 году она посвятила ему стихотворение-напутствие:
Ни к городу и ни к селу — Езжай, мой сын, в свою страну,- В край — всем краям наоборот! — Куда назад идти — вперед Идти, особенно — тебе, Руси не видывавшее Дитя мое…
В 1925 году семья Цветаевых уезжает во Францию. Но надежды на улучшение жизни в Париже не оправдались. В Париже она пишет «Наяду», «Плач матери по новобранцу», «Оду пешему ходу», цикл «Стихи к Пушкину», поэму «Лестница». «Лестница» является вершиной эпического творчества Цветаевой в Париже.
В ее творчестве укрепилась социальная тема. «Поэма Воздуха» — философская модель мира в понимании Цветаевой. В поэме прорывается мотив одиночества и безутешности Марины. Вся цветаевская семья мечтала вернуться в Россию.
В парижские годы Цветаева работает и над прозой: мемуарной и критической. Ее стихотворения наполнены страстями:
Вскрыла жилы: неостановимо, Невосстановимо хлещет жизнь. Подставляйте миски и тарелки!
В «Стихи к Чехии» Цветаева вносит политическое содержание:
О слезы на глазах! Плач гнева и любви! О Чехия в слезах!
Испания в крови!
Цветаеву почти не печатают. Она переходит к прозе. Пишет мемуарные вещи: » Дом у старого Пимена», «Сказка матери», «Кирилловны», «Мать и музыка» и другие. Они автобиографичны.
Проза Цветаевой лирическая и экзальтированная. Вот начало очерка о Кузмине: «Над Петербургом стояла вьюга и в этой вьюге — неподвижно — как две планеты — стояли глаза». Сильное впечатление производят работы о Пушкине: «Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачев», «Стихи к Чехии» были последним стихотворным циклом Цветаевой. Трагические события 1938-1939 годов в Чехословакии, оккупация страны сделали лирику Цветаевой публицистической.
В стихотворении «Не умрешь, народ…» провозглашается народное бессмертие. Летом 1939 года Цветаева выехала в СССР. Сергей Эфрон и дочь Ариадна были оклеветаны. Война застала ее в Москве.
Книга ее стихов не была издана в СССР. Цветаева эвакуировалась в Елабугу. Прожила там всего десять дней. 31 августа 1941 года она ушла из жизни. Сейчас книги Цветаевой быстро раскупаются.
Она обрела массового читателя. Сбылось ее предсказание:
Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед.
Марина Цветаева