Мастерство Чехова как драматурга. Пьеса «Вишневый сад»
Сочинение на основе творчества писателя. Рассказ можно считать основным литературным жанром Чехова. Именно в многочисленных маленьких рассказах удалось бытописателю «эпохи безвременья» отразить и сложную пестроту жизни эпохи с ее гнетом пошлости и обывательщины, и типичные настроения интеллигенции своего времени. Однако рассказ как жанр имел особенности, которые иногда ограничивали творческие замыслы и возможности писателя. Рассказ, как мы видели, имеет дело с небольшим количеством действующих лиц и в силу своего размера не может ставить своей задачей всестороннюю психологическую характеристику героя и раскрытие сложных конфликтов. Между тем у Чехова была потребность в широких художественных обобщениях, стремление к изображению быта и настроений целых социальных слоев.
Нужен был жанр, который раскрывал бы возможность широких обобщений. Этим жанром явилась для Чехова драма. Первой пьесой Чехова, поставленной на сцене, была драма «Иванов» (1887). Тема ее — трагический надлом интеллигента 80-х годов, строившего широкие жизненные планы и в бессилии склонившегося перед препятствиями, которые ставил перед ним реакционный строй жизни. Иванов — это человек, который «надорвался», который из увлекающегося, деятельного работника превратился в больного, внутренне надломленного неудачника. В этой пьесе Чехов как бы сконцентрировал все, что писалось в его дни о разочарованной, тоскующей интеллигенции. Далее, параллельно с работой над рассказом, Чехов создает еще целый ряд драм: «Леший» (1889), «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1901), «Вишневый сад» (1903). Основной темой этих пьес является судьба провинциальной интеллигенции, лишенной серьезных жизненных задач и перспектив. Наиболее сильно эта тема развита в «Дяде Ване». Через всю драматургию Чехова проходят темы неудовлетворенности жизнью и мечты об иной, светлой и радостной жизни. Вершиной драматургического творчества Чехова является пьеса «Вишневый сад». Комедия «Вишневый сад» была создана Чеховым в 1903 г., в канун революции 1905 г. Поставленная в 1904 году на сцене Московского Художественного театра, она сразу покорила зрителей и остротой тематики, и мастерством художественной формы. Проблематика пьесы явилась чутким откликом на те вопросы, которые волновали русское общество в начале XX в., перед революцией 1905 г.
В пьесе поставлены три темы. Основная из них — гибель дворянского гнезда в результате распада экономики и психики дворянства. Характеры и настроения уходящего с исторической сцены дворянства воплощены в пьесе в образах Раневской, Гаева и Симеонова-Пищика. Гибель дворянского класса была исторически закономерна. Остатки феодально-дворянского строя и быта должны были неминуемо рухнуть и рухнули под напором капитализма. На смену Раневским и Гаевым явилась новая общественная сила — буржуазия, воплощенная в пьесе в образе предприимчивого купца-промышленника Лопахина. Победа Лопахина над Гаевым и Раневской — вторая тема пьесы. Но торжество Лопахиных могло быть только временным. Чехов видел, что на арене общественной жизни появилась еще одна социальная сила, вступившая в борьбу с буржуазией. Как развернется эта борьба, автору было неясно. Но Чехов знал, что это будет борьба во имя счастливого будущего народа. В образах Трофимова и Ани и представлена Россия будущего. Это третья тема пьесы:
Идейное содержание «Вишневого сада», таким образом, широко и значительно. Положив в основу сюжета обыкновенный и незначительный жизненный факт — продажу запущенной дворянской усадьбы, Чехов осветил в своей пьесе судьбу трех» общественных групп: дворянства, буржуазии и передовой интеллигенции. На первый план в пьесе выдвинут вопрос о судьбах дворянства и его жизненного уклада. Чехов не раз подходил в своих произведениях к теме распада дворянских гнезд. Так, в повести «Моя жизнь» описывается усадьба помещицы Чепраковой. Старый густой сад усадьбы цветет уже не для Чепраковой, так как имение ее переходит к предприимчивому инженеру Должикову, сдающему его по частям в эксплуатацию. Та же тема надвигающейся гибели дворянских гнезд затрагивается писателем в рассказах «В усадьбе», «Чужая беда», «В родном углу», в повести «Дуэль» и др.
Восклицание его: «Вив ла Франс!» (Да здравствует Франция!) вызывает и смех, и презрение. Яша, по парижской привычке, курит сигары и пьет шампанское, а дома, на родине, грубо кричит на Фирса и не желает видеть свою крестьянку-мать. Его образ — злая пародия на распущенных господ, утерявших чувство родины. Особенно комичное и в то же время грустное впечатление производит в пьесе образ Епиходова, конторщика вишневого сада. Епиходов считает себя «развитым человеком», читает «разные замечательные книги», но с трудом выражает свои мысли. Претензии его выражаться «по-книжному» приводят к построению самых сумбурных фраз, состоящих из вводных слов и лишенных всякого смысла: «Конечно, если взглянуть с точки зрения, то вы, позволю себе так выразиться, извините за откровенность, совершенно привели меня в состояние чувства». Простодушная Дуняша дает по-своему удачную характеристику бессвязного языка Епиходова: «Хорошо и чувствительно, только непонятно». Епиходов все делает невпопад, неуклюже, за что получил прозвище «двадцать два несчастья». Эпитет недотепа, не раз встречающийся в пьесе, больше всего подходит к Епиходову.
Таким образом, в основе взглядов Чехова-драматурга лежит отвращение к сюжетной искусственности, театральности и эффектам — старого театра. На сцене все должно быть так же просто, как и в жизни,- вот лозунг Чехова, драматурга-реалиста, требовательного и чуткого художника. Эта обязательная простота отнюдь не исключала, с точки зрения Чехова, свежести и оригинальности драматургической формы. В одном из писем он заявляет: «Кто изобретет новые концы для пьес, тот изобретет новую эру. Герой или женись, или застрелись, другого выхода нет!!!» Об этих же новаторских устремлениях говорит его фраза: «Сюжет должен быть нов, а фабула должна отсутствовать-«. Рассмотрим, как отразились новаторские взгляды Чехова в пьесе «Вишневый сад». Чехов назвал свою пьесу комедией. Это потому, что он явно смеялся в ней над смешными призраками старого времени — над Гаевым, Раневской, Симеоновым-Пищиком, опоздавшими вовремя умереть. Образы эти, несмотря, на лирический тон пьесы, представлялись ему как водевильные. Чехов недаром говорит: «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс».
Композиция пьесы отличается простотой и стройностью. Во 2-м действии драматизм положения владельцев вишневого сада нарастает; чувствуется приближение катастрофы. Действие 3-е, где рассказывается о продаже вишневого сада, — это кульминация. В 4-м действии происходит развязка. Никаких событий, осложняющих и замедляющих развитие действия и приближение катастрофы, в пьесе нет. Нет в пьесе и главного действующего лица, вокруг которого завязался бы весь узел событий. Пьеса от начала до конца окрашена лиризмом, го грустным, то сентиментально-восторженным, то романтически-красивым. Этот лиризм звучит прежде всего в речах персонажей. Раневская входит в дом и, едва переступив порог первой комнаты, радостно, сквозь слезы, обращается с речью к своей детской комнате. Немного позже она же говорит: «Я не могу усидеть, не в состоянии… Я не переживу этой радости… Смейтесь надо мной… я глупая. Шкапик, мой родной!.. (Целует шкап.) Столик мой!..» А через несколько минут, охваченная тем же чувством любви к своей усадьбе и воспоминаниями прошлого, она снова вспоминает детскую комнату и «белый..II, смеясь от радости. Иначе звучит речь Трофимова. В конце второго действия, о будущем страны, он страстно призывает: «Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там, вдали! Вперед! Не отставай, друзья!» И конце третьего действия выступает с горячим монологом Дня: «Мама!.. Мама, ты плачешь? Милая, добрая, хорошая моя Мама, моя прекрасная, я люблю тебя… я благословляю тебя.
Чехов, большой мастер в изображении тонких, едва уловимых настроений, знакомит зрителя с психологией действующих лиц и одновременно окрашивает всю пьесу в лирический тон. Лиризм этот сказывается не только в монологах и частых репликах героев — он создается в пьесе и при помощи отдельных восклицаний («Солнышко мое! Весна моя!»), повторения слов («Пойдем, родная, пойдем!», «Сестра моя, сестра моя!») и даже пауз, недомолвок. Назначение пауз в «Вишневом саде»- именно усилить впечатление, подчеркнуть общий лирический тон пьесы. Автор настойчиво окрашивает настроение героев в тот или иной лирический тон также и своими ремарками: радостно; сквозь слезы, плачет; нежно; в раздумье; задумчиво и т. п.
К числу средств, усиливающих впечатление от событий, которые происходят на сцене, относится также и пейзаж. Варя тихо отворяет окно в сад и говорит: «Уже взошло солнце, не холодно. Взгляните, мамочка: какие чудесные деревья! Боже мой, воздух! Скворцы поют!» Охваченная чувством восторга, Раневская восклицает: «Какой изумительный сад!» А Гаев грустно бросает реплику: «Да, и сад продадут за долги, как это ни странно». Так в пьесе переплетены умиление перед красотой цветущего белоснежного вишневого сада, утопающего в лучах утреннего солнца, и грустное сознание того, что сад этот доживает последние дни. Этот контраст настроений искусно сгущает атмосферу тихой грусти, разлитой в пьесе.
Мастерство Чехова как драматурга. Пьеса «Вишневый сад»