Материал к урокам обучения грамоте
Дополнительный материал к урокам обучения грамоте, предлагаемый в данной статье, состоит из загадок, пословиц, а также скороговорок и стихотворений или фрагментов их, в которых имеются слова с изучаемым звуком.
Предложенные к урокам пословицы, загадки, скороговорки могут привлекаться учителем в полном объеме или частично, читаться им самим или читающими детьми в зависимости от целей и задач урока, индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности.
Под цифрой I даются загадки, под цифрой II — пословицы, под цифрой III — скороговорки, стихотворения, в которых повторяется изучаемый звук.
А I. Сам алый сахарный, кафтан зеленый бархатный. На бахче у нас растет; как разрежешь — сок течет; свеж и сладок он на вкус, называется… . В атом домике жильцы все умелые пловцы. Что за Дом у них такой, до краев налит водой?
Стоит на крыше, всех труб выше.
II. Азбука к мудрости ступенька.
А. Да вот фруктовый магазин!
Здесь припасли для нас
Антоновку и апельсин,
Арбуз и ананас.
Вот абрикос, а вот айва
Какие вкусные слова
— И все на букву… .
(С. Маршак.
У I Удивительный ребенок: Только вышел из пеленок. Может плавать и нырять. Как его родная мать. (Р. Б а т о в, В. Ч а в т у р и
Пушистый матросик,
Лопаточный носик,
На ножках коротеньких
Красные ботики.
Пестрая крякушка,
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочкой.
Кто на себе свой дом носит?
Наклонилась над рекой
Уговор у них такой:
Обменяет ей река
Окунька на червяка.
П. Ученье — путь к уменью.
Учить — ум точить.
Кто любит науки, тот не знает скуки.
М I. На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно.
Зверь мохнатый, косолапый, он сосет в берлоге лапу.
Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. Рождественская.)
Маленькие зверьки, серенькие шубки, черненькие глазки, остренькие зубки.
Сто мастеров построили дом без углов.
Без рук, без ног, а мосты строит.
Какой это мастер на стекла нанес и листья, и травы, и заросли роз?
Что без огня горит?
Ревнул вол за сто сел, за сто речек.
II. Мир строит, война разрушает. Свет победит тьму, а мир — войну.
III. Медведь в лесу нашел мало меду, много пчел.
Ш 1 Стоит высокий светлый дом,
Ребят проворных много в нем;
Там пишут и считают,
Рисуют и читают.
Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко,
И в работе круглый год
Он сердечко отдает.
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует,
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом.
Из сучьев и веток своими руками
Зелененький домик построим мы сами.
II. Поспешишь — людей насмешишь.
Шутка — минутка, а заряжает на час.
III. Не найти ушки у нашей лягушки. Тише мыши, тише мыши, кот сидит на нашей крыше!
Р I. Никого она не обижает, а все ее толкают.
Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик.
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Идет в баню черен, выходит красен,
Разноцветное коромысло над лесом повисло.
Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать.
Кто я? Можно угадать.
II. На родной стороне и камушек знаком.
На чужой сторонушке рад родной всронушке.
Недаром говорится, что дело мастера боится.
Ш. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
Сорок сорок воровали горох,
Сорок ворон отгоняли сорок,
Сорок орлов напугали ворон,
Сорок коров разогнали орлов.
Н I. Деревянные сестрички,
Две сестрички-вевелички,
Застучали по бокам,
Я ответил: трам-там-там.
К нам приходит каждый вечер гостья в черном покрывале;
Бисер сыплется на плечи из красивой синей шали.
В голубой станице девица круглолица.
Ночью ей не спится — в зеркало глядится.
Ей бродить ничуть не лень
Рядом с вами целый день.
Стоит солнышку зайти,
Как ее вам не найти.
Носорог бодает рогом,
Не шутите с носорогом.
Л I. Четыре братца под одной крышей стоят.
Чтобы я тебя повез,
Мне не нужно есть овес;
Накорми меня бензином,
На копыта дай резины и,
Поднявши вихрем пыль,
Побежит .
Белые горошки на зеленой ножке.
Сидит дед, в шубу одет;
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
Белый зайчик прыгает по черному полю, следы оставляет.
Дети их читают и стирают.
У сосны и елки листики-иголки.
На каких листочках растут слова и строчки?
II. Ложь дружбу губит, почему дружба ее и не любит.
III. Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень —
Искала булавку весь день.
Ливень льет! Ливень льет!
Пляшут капли в лужице.
Плот плывет! Плот плывет!
Плот по луже кружится.
Ы I. Черные, кривые, от рождения немые, встанут в ряд — все заговорят.
Мячики цветные, просто чудеса: и прыгают, и скачут, и рвутся в небеса.
Хоть я не снег, а таю, не птица, а летаю.
Блещет в речке чистой спинкой серебристой.
У родителей и деток вся одежда из монеток.
II. Нашей армии сыны — Родине верны.
III. Мылом, мылом, мылом, мылом
Умывался без конца.
Смыл и ваксу, и чернила
С неумытого лица.
Не птица, а летит, не жук, а жужжит.
Из дома вышел, а все под крышей.
Вернулся домой, и крыша со мной.
Т. Труд кормит, а лень портит.
Терпенье и труд все перетрут.
Без трудов нет плодов.
III. От топота копыт пыль по полю летит.
Пять линеек нотной строчки
Мы назвали нотный стан,
И на нем все ноты — точки,
Разместили по местам.
Д I. Его просят, его ждут, а придет — прятаться начнут.
Шел долговяз — в сыру землю увяз.
Кто всю ночь по крыше бьет
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает?
Не дровосек, не плотник, а первый с лесу работник.
Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой —
Все равно он будет мой.
II. Старый друг лучше новых двух. Легко друзей найти, да трудно сохранить.
III. Дождь пошел и не проходит,
Дождь, дождь.
Дождь идет, хотя не ходит.
Дождь, дождь.
Дятел дуб долбил, да не додолбил.
3 I. Рассыпалось к ночи зерно,
Глянули утром — нет ничего.
Зимой белый, летом серый. Прыгает ловко, любит морковку. Быстрый прыжок, теплый пушок, красный глазок.
Разрисованы лошадки,
Словно школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы.
Полоска черная, полоска белая, как будто красила рука умелая.
II. Здоровье всего дороже.
III. Резиновую Зину купили в магазине,
Резиновую Зину в корзине принесли.
Она была разиней, резиновая Зина,
Упала из корзины, измазалась в грязи.
В звезде найдешь ты букву «з», В земле, в алмазе, в бирюзе, И в золоте, и в розе, В заре, в зиме, в морозе.
И I. Дом на рельсах тут как тут,
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай,
Отправляется… .
Я пыхчу, пыхчу!
Больше греться не хочу!
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
Из горячего колодца через нос водица льется.
В животе баня, в носу дыра, одна рука и та на спине.
II. За край родной иди бесстрашно в бой. Сам погибай, а товарища выручай.
Март с водой, апрель с травой.
Май хо ный — год хлебородный.
III. Май пришел! Снимай фуфайку!
Надевай-ка, Майка, майку!
Ь I. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко.
Рога раскинув широко.
Опрокинулась под ноги,
Растянулась на дороге,
На меня она похожа.
Будто я шагаю лежа.
II. Сентябрь холоден, да сыт.
Октябрь землю покрыл где снежком, где листом.
Ноябрь сентябрю внук, октябрю сын, зиме — родной брат.
Ж I. Летит — воет, сядет — землю роет.
Два рога, а не бык, шесть ног без копыт.
Не жужжу, когда сижу
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.
Этот зверь какой-то странный:
Шея, как стрела у крана.
Чтобы ртом достать до трав.
Вдвое сложится… .
II. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Дружба, как стекло, разобьешь — не сложишь.
Материал к урокам обучения грамоте