«Матренин двор», анализ рассказа Солженицына
История создания
Рассказ «Матренин двор» был написан Солженицыным в 1959 г. Первое название рассказа — «Не стоит село без праведника» . Окончательный вариант названия придумал Твардовский, который был в то время редактором журнала «Новый мир», где и был напечатан рассказ в № 1 за 1963 г. По настоянию редакции начало рассказа было изменено и события отнесены не к 1956, а к 1953 г., то есть к дохрущевской эпохе. Это поклон Хрущеву, благодаря разрешению которого был напечатан первый рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича» .
Образ рассказчика в произведении «Матренин двор» автобиографичен. После смерти Сталина Солженицын был реабилитирован, действительно проживал в деревне Мильцево и снимал угол у Матрены Васильевны Захаровой . Солженицын очень точно передал не только подробности жизни прототипа Марены, но и особенности быта и даже местного говора деревни.
Литературное направление и жанр
Солженицын развивал толстовскую традицию русской прозы в реалистическом направлении. Рассказ соединяет в себе черты художественного очерка, собственно рассказа и элементы жития. Жизнь русской деревни отражена настолько объективно и многообразно, что произведение приближается к жанру «рассказ романного типа».
В этом жанре характер героя показан не только в переломный момент своего развития, но и освещена история характера, этапы его становления. В судьбе героя отражается судьба всей эпохи и страны .
Проблематика
В центре рассказа нравственная проблематика. Стоят ли многие человеческие жизни захваченного участка или продиктованного человеческой жадностью решения не делать второго рейса трактором? Материальные ценности в народе ценятся выше, чем сам человек. У Фаддея погиб сын и некогда любимая женщина, зятю угрожает тюрьма, а дочь безутешна.
Но герой думает о том, как спасти бревна, которые не успели сжечь работники на переезде.
Мистические мотивы в центре проблематики рассказа. Это мотив неузнанного праведника и проблема проклятия на вещах, к которым прикасаются люди с нечистыми руками, преследующие корыстные цели. Так Фаддей взялся валить Матренину горницу, тем самым сделав ее проклятой.
Сюжет и композиция
У рассказа «Матренин двор» есть временная рамка. В одном абзаце автор рассказывает о том, что на одном из переездов и через 25 лет после определенного события поезда замедляют ход. То есть рамка относится к началу 80-х, остальное повествование — объяснение того, что случилось на переезде в 1956, в год хрущевской оттепели, когда «что-то стронулось».
Герой-рассказчик находит место своего учительства почти мистическим образом, услышав на базаре особый русский говорок и поселившись в «кондовой России», в деревне Тальново.
В центре сюжета — жизнь Матрены. О ее судьбе рассказчик узнает от нее самой . Но больше о молчаливой Матрене герой выясняет из собственных наблюдений и от других.
В рассказе подробно описывается изба Матрены, стоящая в живописном месте у озера. Изба играет в жизни и смерти Матрены важную роль. Чтобы понять смысл рассказа, нужно представлять себе традиционную русскую избу.
Изба Матрены делилась на две половины: собственно жилая изба с русской печью и горница . Именно эту горницу и разбирает Фаддей, чтобы построить избу племяннице Матрены и собственной дочери Кире. Изба в рассказе одушевлена.
Отставшие от стены обои называются ее внутренней шкурой.
Живыми чертами наделены и фикусы в кадках, напоминающие рассказчику безмолвную, но живую толпу.
Развитие действия в рассказе — это статичное состояние гармоничного сосуществования рассказчика и Матрены, которые «не в еде находят смысл повседневного существования». Кульминация рассказа — момент разрушения горницы, а основной мыслью и горьким предзнаменованием произведение заканчивается.
Герои рассказа
Герой-рассказчик, которого Матрена зовет Игнатич, с первых строк дает понять, что прибыл из мест заключения. Он ищет работу учителя в глуши, в русской глубинке. Только третья деревня удовлетворяет его. И первая, и вторая оказываются испорченными цивилизацией. Солженицын дает понять читателю, что осуждает отношение к человеку советских бюрократов.
Рассказчик презирает власти, не назначающие Матрене пенсию, вынуждающие работать в колхозе за палочки, не только не дающие торфа для топки, но и запрещающие о нем спрашивать. Он мгновенно принимает решение не выдавать Матрену, варившую самогон, скрывает ее преступление, за которое ей грозит тюрьма.
Много переживший и повидавший, рассказчик, воплощая точку зрения автора, обретает право судить обо всем, что наблюдает в деревне Тальново — миниатюрном воплощении России.
Матрена — главная героиня рассказа. О ней автор говорит: «У тех людей лица хороши, кто в ладах с совестью своей». В момент знакомства лицо Матрены желто, а глаза замутнены болезнью.
Чтобы выжить, Матрена выращивает мелкую картошку, тайно приносит запретный торф из лесу и тайно же скашивает сено для своей козы.
В Матрене отсутствовало бабье любопытство, была она деликатной, не досаждала расспросами. Матрена сегодняшняя — потерянная старуха. Автор знает о ней, что замуж она вышла еще до революции, что детей у нее было 6, но все быстро умирали, «так что двое сразу не жило».
Муж Матрены не вернулся с войны, а пропал без вести. Герой подозревал, что у него новая семья где-нибудь за границей.
У Матрены было качество, которое отличало ее от остальных жителей деревни: она бескорыстно помогала всем, даже колхозу, из которого ее выгнали по болезни. В ее образе есть много мистического. В молодости она могла поднять мешки любой тяжести, остановила на скаку коня, предчувствовала свою гибель, боясь паровозов.
Еще одно предзнаменование ее смерти — пропавший невесть куда на Крещение котелок со святой водой.
Смерть Матрены кажется случайностью. Но почему же в ночь ее смерти мыши мечутся, как безумные? Рассказчик предполагает, что это через 30 лет ударила угроза Матрениного деверя Фаддея, грозившего порубить Матрену и собственного брата, женившегося на ней.
После смерти обнаруживается святость Матрены. Плакальщицы замечают, что у нее, полностью раздавленной трактором, осталась только права рука, чтобы молиться Богу. А рассказчик обращает внимание на ее лицо, скорее живое, чем мертвое.
Односельчане отзываются о Матрене с пренебрежением, не понимая ее бескорыстности. Золовка считает ее нечистоплотной, не бережной, не склонной накапливать добро, Матрена не искала своей выгоды и помогала другим бесплатно. Презираема односельчанами была даже Матренина сердечность и простота.
Только после смерти рассказчик понял, что Матрена, «не гоняющаяся за обзаводом», равнодушная к еде и одежде — это основа, стержень всей России. На таком праведнике стоит село, город и страна . Ради одного праведника, как в Библии, Бог может пощадить землю, уберечь от огня.
Художественное своеобразие
Матрена предстает перед героем как сказочное существо, подобное Бабе Яге, которая нехотя слезает с печки, чтобы покормить прохожего царевича. У нее, как у сказочной бабки, есть животные-помощники. Колченогая кошка незадолго до смерти Матрены уходит из дома, мыши, предчувствуя гибель старушки, шуршат особенно. А вот тараканы равнодушны к судьбе хозяйки.
Вслед за Матреной умирают ее любимые фикусы, похожие на толпу: они не представляют практической ценности и выносятся на мороз после смерти Матрены.
С другой стороны, Матрена подобна христианским святым, которые приручали диких животных, понимали их и умели с ними разговаривать . Даже тараканы подчиняются воле Матрены и не переползают из кухни в чистую избу.
Образы рассказа неоднозначны, каждый новый смысл образа углубляет общий смысл рассказа. Так тараканы стихийны, как сам русский народ, так же неосознанна их жизнь, от которой как будто шевелятся стены и лавки, но в шуршании их нет ничего злого и лжи: «Шуршание их — была их жизнь».
Солженицын в рассказе точно передает народный говор Курловского района, особенности быта деревенских жителей, обряд похорон и народные похоронные плачи.
«Матренин двор», анализ рассказа Солженицына