«Мечты» анализ стихотворения Гумилева
История создания
Стихотворение «Мечты» было написано 21-летним Гумилевым в 1907 г. и опубликовано в иллюстрированном приложении к газете «Русь» № 33 за 1907 г. Стихотворение вошло в сборник «Романтические цветы» . С 1906 г. Гумилев учился в Сорбонне в Париже и много путешествовал по Европе. В 1907 г. Гумилев вернулся в Петербург.
Возможно, стихотворение связано с его впечатлениями на родине.
Литературное направление и жанр
Весь сборник «Романтические цветы», который критики считали ученической книгой, был связан с экзотикой и миром мечты, грез. Это характерно для русского символизма. Стихотворение представляет собой жанровую сценку, но в основу его положено определенное философское мировоззрение, так что стихотворение близко к философской лирике.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение «Мечты» состоит из 4 строф. Первая и последняя строфы описывают материальный мир — нищего и ворона на развалинах, проходящую мимо испуганную старуху. Вторая и третья строфы — это описание видения, сна ворона, рассказанного нищему им самим.
Тема стихотворения — мечты как свойство души человека. Основная мысль: мечты призрачны, они не всегда уносят нас в царство прекрасного. Когда мечты бесплодны, они доставляют только страдания человеку, осознавшему безысходность своего положения.
Идея стихотворения, в котором внимание сосредоточено на земных, реальных событиях, близка к идеям родившегося спустя 5 лет акмеизма.
Тропы и образы
С помощью эпитетов Гумилев описывает героев своего стихотворения, достигших глубин падения. Ворон старый, а нищий оборванный. Да и само слово «нищий», по происхождению прилагательное, связано с качеством человека, отсутствием у него материальных ценностей, имущества.
Два странных собеседника находятся на улице, у них нет крова. Они нашли себе приют «за покинутым, бедным жилищем» . Гумилев умышленно использует высокий стиль. Слово «жилище» может означать в контексте любую развалюху, но она уже разрушена, неизвестно, чем она было «при жизни».
Так и забор уже перестал существовать, превратился в чернеющие остатки, за которыми он угадывается.
Цвет очень важен в этом стихотворении. В первой строфе весь мир представляется безотрадно черным: и ворон, и остатки забора, и лохмотья нищего. Фраза «о восторгах вели разговоры» близка к фразеологизму, но им не стала. Она напоминает о фразеологизме «разговор в пользу бедных», то есть речь идет о пустых разговорах.
Восторги здесь иронически означают пустые слова, не меняющие жизнь.
Фантастический элемент разговора нищего с вороном берет свое начало от стихотворения Эдгара По «Ворон», где вещий ворон разговаривает с лирическим героем, пророча ему всяческие несчастья. На многочисленные вопросы ворон отвечает: «Никогда». Ворон «Гумилева более гуманный.
Он пытается ободрить нищего, рассказывая ему свои небывалые виденья .
Развалины башни, на которых ворону приснились чудесные сны,- важный в символизме образ. Башня — это стремление вверх, духовный рост. Значит, развалины — остановка в движении, угасание, смерть.
Поведение ворона одновременно присуще и птицам этого вида, и близкому другу, пришедшему к терпящему бедствие товарищу. Он всегда в тревоге, он трепещет от волненья, спеша передать радостное известие.
Инверсии в третьей строфе акцентируют внимание читателя на эпитетах: полет воздушный и смелый, лебедь нежный и белый. Антитезы в этой строфе составляют образный центр произведения. Ворон описывает свои видения, где мир обращен, где черное кажется белым.
Гумилев использует извечную философскую идею о том, что жизнь и сон могут быть перепутаны друг с другом, сон оказаться жизнью и наоборот. Для отвратительного нищего это и было бы воплощением мечты, как стало для нищего Тома Кенти из романа Марка Твена «Принц и нищий» .
Последняя строфа возвращает героев в реальность. Единственным мерилом истины становятся эмоции. Нищий плачет бессильно и глухо , мечты только разбередили раны. Чернота материального мира поглотила все.
Это выражается метафорой «ночь спустилась с неба» и эпитетом «тяжелая ночь».
Старуха, появляющаяся в последних двух строках, оказывается носителем объективной истины. Она крестится учащенно и робко от страха и неуверенности в уместности своего действия. Она видит нищего, говорящего с каркающим вороном.
Эта жуткая ночная сцена происходит на фоне развалин и покосившегося забора. А может быть, старуха, которая тоже услышала и поняла слова ворона, потрясена тем, что осознание разрыва мечты и реальности не обязательно воодушевляет, но может убедить человека в собственном бессилии.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано трехстопным анапестом. Рифмовка перекрестная, рифма женская.
«Мечты» анализ стихотворения Гумилева