«Медный всадник» поэма философская, социальная и историческая
В 1833 г. Пушкин пишет поэму «Медный всадник». Одной из идей этой поэмы является мысль о том, что самодержавие, при Петре сыгравшее прогрессивную роль в развитии России, в последующем превратилось в реакционную, антинациональную силу, задерживающую всякое движение вперед. С другой стороны, в русском обществе не было тогда и силы, способной противопоставить себя деспотической монархии, чудовищному, топчущему все человеческое «медному всаднику».
«Медный всадник» — поэма философская, социальная и историческая. Во введении к поэме возникает величественный образ Петра-преобразователя, осуществляющего великое национальное дело, о котором мечтали многие поколения,- укрепление Русского государства на берегах Балтийского моря «на зло надменному соседу». Петр выступает во введении и как покоритель самой природы, ее стихий, как воплощение победы культуры и цивилизации над той дикостью и отсталостью, которая до него веками царила «на берегу пустынных волн». Пушкин сложил поэтический гимн могучей силе разума, воли и творческого труда человека, способных осуществить такое чудо, как возведение «из тьмы лесов» и «топи блат» великого и прекрасного города, символа новой, преобразованной России.
Проходит сто лет, осуществлен гениальный замысел Петра. Облик Петербурга — «Петра творенья» — рисуется Пушкиным с чувством патриотической гордости и восхищения, воображение поэта поражено невиданной красотой северной столицы, ее «строгим, видом», дивным ансамблем площадей и дворцов, Невой, кованной в гранит, белыми ночами. Но это и город социальных Контрастов и противоречий, отразившихся в злосчастной судьбе Евгения и его любимой Параши, ничем не защищенных от превратностей жизни и становящихся жертвами созданного, казалось бы, для счастья людей изумительного города. Поэт задумывался над философской проблемой столкновения интересов личности и неумолимого хода истории.
Пушкин создавал «Медного всадника» в ту же пору, когда Гоголь начинал писать свои петербургские повести. Свою поэму Пушкин также называет петербургской повестью. Грандиозная историческая тема сливается с изображением судьбы «маленького человека», с его протестом; в поэме звучит социальная тема, которая станет главной в петербургских повестях натуральной школы.
Круг исторических интересов Пушкина был необычайно широк и охватывал многие вопросы, занимавшие русскую общественную мысль его времени, в частности проблемы характера исторического развития допетровской Руси, возникновения феодализма и т. д. Громадный его интерес вызвало «Слово о полку Игореве» как исторический и поэтический памятник Древней Руси.
Пушкин любил и лирическую обработку исторической темы. В стихотворениях «К вельможе» (1830), «Полководец» (1835), «Пир Петра Великого» (1835) и других он обращается к прошлому, размышляя о превратностях истории, о смене эпох, событий, образа жизни и понятий. В стихотворении «К вельможе» Пушкин воссоздает облик двух эпох, сменивших друг друга в бурном столкновении потрясших весь мир событий, смену идей века Просвещения влиянием Байрона, торжеством новых мнений и страстей. В незавершенном стихотворении «Была пора: наш праздник молодой…» (1836), посвященном лицейской годовщине, Пушкин опять вспоми-нает о бурной своей эпохе.
Осенью 1836 г. в журнале «Телескоп» появилось знаменитое «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева. В этом письме, потрясшем, по словам Герцена, всю мыслящую Россию, Чаадаев писал о том, что русские люди живут «без прошедшего и будущего, среди мертвого настоящего». Пушкин не разделял пессимистического взгляда Чаадаева на прошлое и будущее России. Но он полностью соглашался с мрачной оценкой Чаадаевым современной действительности. Поэт писал своему старому другу: «…Нужно сознаться, что наша общественная жизнь — грустная вещь. Что это отсутствие общественного мнения, что равнодушие ко всякому долгу, справедливости и истине, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству — поистине могут привести в отчаяние. Вы хорошо сделали, что сказали это громко».
В конце 1835 г. Пушкин получил разрешение на издание задуманного им журнала «Современник», первая книга которого вышла в апреле 1836 г. Вести журнал в условиях постоянных придирок цензуры было очень трудно. «Пушкина жестоко жмет цензура»,- записал в своем дневнике цензор А. В. Никитенко. За разрешение к печати стихотворения «Аквилон» ненавидевший Пушкина министр просвещения Уваров сделал замечание председателю цензурного Комитета, указав на то, что «Пушкин состоит под строжайшим присмотром тайной полиции, как человек неблагонадежный».
Одну из задач своего будущего журнала Пушкин видит в борьбе с «клеветниками России», с той частью «озлобленной Европы», которая, как отмечал поэт, «нападает покамест на Россию, неоружием, но ежедневной, бешеной клеветою… Пускай позволят нам, русским писателям, отражать бесстыдные и невежественные нападения иностранных газет» (X, 653),- писал Пушкин.
Пушкин прилагал громадные усилия для обеспечения успеха своему журналу. К работе в «Современнике» он привлек Гоголя, видного писателя 30-х годов В. Ф. Одоевского, но полноценных материалов для журнала часто не хватало. Незадолго до смерти Пушкин думал о привлечении в «Современник» литераторов-разночинцев. Еще в 1834 г. он заметил их растущее влияние на русскую литературу. Прежде всего, Пушкин хотел привлечь Белинского, в котором он зорко увидел «критика весьма замечательного», «талант, подающий большую надежду». Мысли Пушкина обращались к грядущей, демократической России…
«Медный всадник» поэма философская, социальная и историческая