Мертвые души в поэме М. В. Гоголя
Каждый художник стремится создать такую жемчужину, которая бы нашла достойное место в его творчестве. Венцом творчества Николая Васильевича Гоголя считается поэма «Мертвые души». Темой произведения стало изображение действительности крепостнической России, а действительность эта невероятная, так как с точки зрения здравого смысла там могут происходить события. Николаевская Россия показана автором через страшные образы ее хозяев. М. В. Гоголь создал портрет помещичьего класса, который состоит из пьяных офицеров, игроков. Большое обобщающее значение имеют сатирические образа Гоголя. Они достигают далеко за границы изобличения феодально-крепостнического общества.
В Плюшкина гниет хлеб, пропадает напрасно все то, что могло бы обеспечить жизнь умирающей из голода крестьянам. Все другие помещики: и Манилов, и Коробочка, — воспринимаются будто бы двойным зрением: во-первых, мы видим их такими, которыми они кажутся себе, и, во-вторых, такими, которыми они есть на самом деле. Сравнивать образы помещиков не следует. Ведь они сугубо индивидуальные, хотя есть один признак, за которым эти образа объединяются в цепочку: на протяжении произведения сгущается их античеловеческая сущность. Но картина русской жизни не может быть полной без показа жизни крепостного семейства под властью помещиков. Это картина голода, бедности, угнетение: «Попадались вытянутые по снурку деревни, построй-творю похожие на старые кладенные дрова, покрытые серыми крышами с резными деревянными под ими украшениями в виде висящих шитых узорами утиральников». Поняло, чему крепостные умирают от лихорадки, ведь: «…в Плюшкина для всеи дворни, сколько ни было ее в дом, были одни только сапоги, которые должны были всегда находится в сенях. Всякий призываемый в барские покои обыкновенно отплясывал через весь двор босиком, но, входя у сены, надевал сапоги и таким уже образом являлся в комнату». Поняло, как жилы дворовые-крестьяне осенью и зимой, не говоря уже о голоде. И хотя люди «низкого происхождения» показаны автором не крупным планом, а в общем, тем не менее показ народной жизни в произведении есть очень важным. Но все же есть в поэме оскорбления крестьян, которые поражают меткостью своего показа. Это и девочка Пелагея, которая не знает, где по правую сторону, где по левую сторону, и мальчик Прошка в больших сапогах, и те трударі — тележники, плотники, каменщике, которые вошли в списки умерших крестьян.
Безусловно, образ Павла Ивановича Чичикова олицетворяет внутренний конфликт между приличной внешностью и внутренней подлостью, тем не менее в произведении он есть лишь средством исследования коренных проблем тогдашней действительности. Ведь в композиционном плане главное место в поэме занимает изображение помещичьего и чиновничьего мира, без которого панорамная жизнь общества невозможная. Даже в противопоставлении показа сонной жизни помещиков и бодрого быта губернского города есть что-то поразительно. Сначала кажется, что попадаешься в иной мир — мир страстей и жизнь, а оказывается, что город так же мертвенно существует, как и имения. И хотя чиновников М. В. Гоголь изображает менее детально, чем помещиков, тем не менее именно они создают коллективный портрет губернской власти. Писатель раскрывает отношение представителей этой власти к своим служебным и государственным обязанностям, которые воспринимаются как средство для распущенной сытой жизни: «Вон видел, каки-мы щегольскими заграничными вещицами заводились таможенные чиновники, какие фарфоры и батисты пересылали кумушкам, тетушкам и сестрам. Не раз давно уже вон говорил со вздохом: «Вот бы куда перебраться: и граница близко, и просвещенные люди, а какими тонкими гол-ландскими рубашками можно обзавестись!». Надобно прибавит, что при этом вон подумывал еще об особенном сорте французского мыла…» Вот он, еще один проявление мертвой души!
Итак, тема мертвых душ в поэме М. В. Гоголя возникает в важнейшем и глубочайшем значении: общество николаевской России не воспринимало живу человеческую душу и человеческие отношения, поднимая мертвую душу денег и всех проявлений обогащения. Эти парадоксальные разногласия прослеживаются на протяжении всего произведения. Ведь противоречивым есть уже то, что поэма имеет название «Мертвые души», то, что сатирическое и лирическое в ней выступает в единстве. Тем не менее с каждой главой произведения нарастает обличительно-сатирический пафос. Если обратиться к образам произведения, то можно увидеть ряд сатирических персонажей, среди которых и центральный образ, и несколько его окружающих. Например, Манилов вместе с женой презентуют Чичикову список умерших крестьян, перевязанный розовой ленточкой. Какое же отвратительное ощущение вызывает этот штрих! А сам Чичиков? Авантюрист, заинтересованный в несчастье других людей ради своей выгоды: «А теперь же время удобное, недавно была эпидемия, народа вымерло, слава Бог, немало». Двуликий сударь благодарит Бог за человеческое горе!
И разве только он… Герои гоголевской сатиры — люди ограничены, не способные на душевные порывы. А их увлечения не выходят за пределы супа и котлет. Итак, предметы домашнего быта взвешивают в их жизни значительно больше, чем высокие чувства. С блеском, гостросатирично писатель раскрывает ту истину, которая в тогдашнем. И еще более контрастным становится этот авторский лиризм сатирическому показу поющего Чичикова. Казалось бы, что здесь странного? Нелюдь, что приобрел имущество в виде мертвых душ. Читая этот эпизод произведения, стараешься понять и чувство автора, и скрытое содержание слов, вложенных в уста извозчика Селифана: «Вишь ты, как барин поэт!». Гениальность самой темы «Мертвых душ» оказывается в богатстве разных значений и противопоставлений понятий мертвых и живых душ, когда начинаешь понимать глубину и важность для поэмы того лирического отступления. Итак, М. В. Гоголь довел, что характер человека формируется под влиянием общественной среды. Поэтому можно утверждать, что предметом сатиры писателя были не отдельные личности, а общественные пороки общества.
Мертвые души в поэме М. В. Гоголя