• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Новые сочинения > Методика изучения биографии писателя на уроках литературы

 

Методика изучения биографии писателя на уроках литературы

Изучая литературное произведение в школе, мы стремимся со­единить читательское восприятие учеников и объективное науч­ное толкование художественного текста.

Учителю важно «обеспечить» подлинное нравственное воз­действие биографии писателя на школьников. К. Паустовский в «Книге скитаний» писал: «Каждая написанная книга является как бы ядром некоей отбушевавшей в человеке туманности, звездой, которая родилась из этой туманности и приобретает свой собственный свет. Может быть, только одну сотую нашей жизни мы вводим в тесные границы наших книг».

Очевидно, одна из задач школьного изучения биографии писателя состоит в том, чтобы показать, как и какие впечатления жизни и искус­ства переплавляются художником в его произведении.

Возрастное развитие учащихся обусловливает именно в старших классах усиление их интереса к психологии писателя, внимание к внутренней динамике его жизни. Эволюция взглядов и настроений художника, социальные, нравственные и эстети­ческие стороны этой эволюции должны быть «представлены» на уроках по изучению биографии, художников конкретно. Следует глубже освещать причины психологического и творческого свое­образия писателей, чаще сопоставлять их судьбы, взгляды, чувства.

Своеобразие личности художника, единство его жизненного поведения и творческой программы откроются ученикам, если мы при изучении биографии выделим идеологические, нравствен­ные и эстетические проблемы, которые интересны определенному возрасту и органичны для самого автора произведения. Про­грамма различным образом определяет жанры изучения лично­сти писателя в старших классах.

Когда речь идет о Пушкине, Толстом, Горьком, программа предлагает проследить жизнен­ный и творческий путь художника, т. е. развернуто дать уче­никам смену этапов их жизни и литературной деятельности. Когда в программе говорится о необходимости дать биографию, учитель может предложить классу обобщенный портрет писа­теля, не прослеживая последовательно хронологическую канву его жизни. Наконец, есть в программе и такая формулировка: «Жизнь и литературная деятельность».

Здесь необходимо пока­зать связь биографии и литературной работы, в большей степени обратить внимание на творческую деятельность писателя.

При изучении жизненного пути Л. Н. Толстого, например, учащимся необходимо показать, как меняется отношение писа­теля к себе, к жизни, к искусству, что для него при этих, изме­нениях остается непреходящим. Роль мировоззрения в станов­лении личности, последовательная работа над собой, выработка программы внутренней жизни, желание осознать себя и понять причины своих поступков, дать определенное направление вы­работанным и природным качествам — все эти вопросы могут быть подняты при освоении биографии Льва Толстого, во-первых, потому, что она дает богатый материал для их решения, и, во-вторых, потому, что этими вопросами живо интересуются учащиеся IX класса.

Жизнь и творчество Толстого побуждают нас поставить и ряд вопросов эстетического порядка .

Жизнь и творчество А. П. Чехова подводят учащихся к раз­мышлению о личности и обстоятельствах, о том, может ли человек преодолеть влияние окружающей среды, противодейст­вовать ему,, если это влияние чуждо его идеалам. Чехов сам осо­знавал свою жизнь как выдавливание из «себя по каплям раба». Как это происходило, почему это удалось писателю?

Такие во­просы не могут не содействовать формированию мировоззрения девятиклассников.

Жизнь и творчество Чехова ставят перед учащимися и ряд эстетических проблем .

Основное качество личности В. Маяковского А. В. Луначар­ский охарактеризовал так: «Маяковский до гроба будет юно­шей». И в самом деле, максимализм юности, категоричность ее оценок, страстность порыва к будущему воплощены в Маяков­ском очень ярко.

Изучение биографии писателя должно вызвать у учащихся интерес к его личности, его идейным исканиям, отразившимся в творчестве. Биография и творческий путь писателя — ключ к сложным моментам изучения художественного произведения, включенного в школьную программу.

Отделение биографии от изучения творческого пути писа­теля, вынесение биографии как предисловия к текстуальному анализу произведения возможно в IV-VII классах. Там такое построение оправдано и необходимо, так как страницы биогра­фии оказываются, как правило, введением в изучаемое произ­ведение, создают установку на чтение и анализ, тематически и проблемно выделяют мотивы произведения, которые предстоит изучить. В старших классах изучение биографии приобретает более самостоятельный и законченный характер.

Когда мы исключаем анализ центрального произведения из творческого пути писателя, переносим его в конец изучения темы, трудно бывает дать верные представления о творческой эволюции. Без развернутого изучения произведения писателя учащимся часто непонятны причины последующего развития его мировоззрения и творческого метода.

Поэтому анализ романа » Евгений Онегин » лучше давать не после изучения всего жизненного и творческого пути поэта, а как завершение характеристики жизни и творчества Пушкина 20-х годов, предваряя знакомство со сложным периодом 30-х годов. Текстуальный анализ » Мертвых душ » Гоголя подгото­вит размышление о творческом и идейном кризисе писателя и т. д.



Методика изучения биографии писателя на уроках литературы

Другие сочинения по теме:

  1. Методика применения исторических источников в процессе изучения зарубежной литературы Последователи школы профессора Л. Мирошниченко активно утверждают демократическую концепцию в обучении вообще и литературы в частности. Работа методической школы строится...
  2. Методика изучения лирики в школе Приемы анализа: очень полезен и эффективен в 4-6 классах, когда педагог ведет учащихся от накопления и осознания образных впечатлений, от...
  3. Штрихи к биографии писателя Стефаника В 1992 г. на съезде Ассоциации исследователей голода-геноцида 1932-33 годов в Киеве я познакомился с Игорем Бугаевичем из Чернигова. Этот...
  4. О блочно-тематической методике изучения литературы Чем дать рыбу, лучше научить ее ловить. Народная мудрость Как мы учим школьников на уроках литературы? Стараемся донести до учащихся...
  5. Изучение творчества Василия Шукшина на уроках литературы в 5-11-х классах У Сухомлинского в «Родительской педагогике» можно прочитать: «Есть опасная вещь — лень души. Загляни себе в душу, нет ли в...
  6. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы Актуальность исследования. В греческом языке слово methods означало путь к чему-либо. В современной науке метод определяется как средство познания, способ...
  7. «В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать, уметь», или Как соотнести процесс и результат Пусть не удивляет читателя столь необычная формулировка, вынесенная в название статьи: этими словами начинается заключительный раздел «Требования к уровню подготовки...
  8. Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы Одна из задач уроков литературы — воспитание талантливого читателя, читателя-собеседника, соавтора. Перед учителем, формирующим такого читателя, возникает вопрос: как построить...
  9. Анализ лирического стихотворения на уроках литературы Анализ стихотворения — трудная форма работы на уроках литературы. У каждого учителя есть свои приемы и методические находки. Единой схемы...
  10. Духовное общение на уроках русской литературы Сделав психологический анализ системы интенсивного обучения Г. Лозанова, А. Добрович приходят к выводу: она связана с выводом учеников на игровой...
  11. Урок изучения нового материала по теме «Трапеция» Марченко Мария Александровна Учитель математики МКОУ СОШ №6 Г. Минеральные воды Ставропольского края Урок изучения нового материала по теме «Трапеция»...
  12. Владимир Новиков: «На уроках литературы надо больше играть…» Владимир Иванович Новиков — доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. Автор книг о В. Каверине...
  13. Организация мыслительной деятельности на уроках литературы в старших классах Введение Принципы гуманизации и гуманитаризации являются определяющими в концепции нашей гимназии. Их реализация находит отражение в поиске новых эффективных технологий...
  14. Урок — сложный организм (Предлагаемая система школьного изучения «Дубровского) Предлагаемая система школьного изучения «Дубровского», таким образом, реализует литературоведческую концепцию романа в основных ее чертах. Однако способы постижения произведения, характер...
  15. Логические схемы и конспекты на уроках зарубежной литературы С развитием компьютеризации, телевидение общество теряет читателя художественной литературы. Современная молодежь отдает предпочтение Интернету, видеофильмам , а классическая литература ,...
  16. Понимание «чужих» слов на уроках литературы Современная жизнь детей, проживающих в Украине, России и за рубежом, несмотря на все национальные, этнические и прочие различия, имеет много...
  17. Итоговая игра по биографии Пушкина Только ж разве это Пушкин? Это ж так — игра природы Видимость воображенья… Программа по литературе 9-го класса предполагает изучение...
  18. Дифференциация обучения на уроках литературы Концепция курса Сегодня перед учителем литературы стоят сложные задачи. Как помочь читателю-школьнику осознать необходимость литературного образования? Как научить литературе каждого...
  19. Ролевая игра на уроках литературы в старших классах Ролевая игра — самая интересная для учащихся форма урока. Это может быть заседание участников «круглого стола» , «телепередача» с участием...
  20. Д. Хармс на уроках литературы (конспект для сочинения) Думал ли, знал ли Даниил Хармс, писавший, творивший, разыгрывавший из себя нечто, эпатировавший публику в 20-30-е гг. нашего столетия, что...
« Поэт и родина в лирике А. А. Ахматовой
Зображення гострої боротьби на селі у романі А. Головка «Бур’ян» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения