Мифологическая и библейская символика в «Войне и мире» Л. Толстого
«Война и мир» — это уникальное произведение, являющееся одним из лучших творений мировой литературы. Роман известен, без преувеличения можно сказать, людям во всем мире. Хотя «Войну и мир» называют романом, этот термин не совсем подходит для данного сочинения, ведь в нем переплелось огромное количество жанров, начиная с собственно романа и заканчивая Евангелием. Толстой также выдвигает в «Войне и мире» собственный взгляд на религию, синтезируя ее из различных верований и пропуская все это через фильтр своей философии.
Но в произведении не много прямых намеков — Толстой передает личные идеи через излюбленный прием всех русских писателей — символ. Достаточно вспомнить Гоголя с его поэмой «Мертвые души» или Тургенева, скрывшего в образе Базарова образ Эдипа. Поскольку религия Толстого была разносторонней, то и символы религии встречаются очень разные.
Некоторые можно отнести к христианству, другие же тяготеют к античности или восточной мифологии. Но основными символами являются, пожалуй, христианские. Главным героем, несущим на себе большой груз толстовской религии, является князь Андрей.
Его имя говорит само за себя, ведь оно такое же, как у апостола Андрея, который, по легенде, освятил Русь. Князь Андрей так же более склоняется к русской культуре, нежели к западной. Ему можно противопоставить Пьера Безухова, который увлечен масонством и долго жил во Франции.
Апостол Петр освятил Европу; таким образом, имя Пьера явно указывает на его связь с апостолом Петром. Андрей живет в Лысых Горах, а Христос был распят на Голгофе — Лысой горе. Следовательно, образ князя Андрея пересекается с образом Христа, и на протяжении всей книги можно обнаружить еще несколько мест, явно указывающих на связь князя Андрея с Христом.
Так, например, во время сцены в лазарете после Бородинского сражения на операционных столах лежат трое: Болконский, Анатоль Курагин и простой солдат. Эти столы похожи на три креста, на которых распяли Христа и двоих преступников. Один из них уверовал в Христа и воскрес. Возможно, это Анатоль — великий грешник, которого простил Андрей-Христос, и грешник воскрес.
Так же на связь между князем Андреем и Христом указывает и то, что они «переродились» в 33 года и оба были посланы отцами на смерть . Но немало христианских мотивов встречается и вне образа князя Андрея. Так, например, предводителем святого воинства является Архангел Михаил, а московское ополчение собиралось словно на святую битву с антихристом — Наполеоном. Следовательно, Михаил Илларионович Кутузов воплощает в себе Архангела Михаила.
Если пойти дальше, то можно заметить, что Кутузов предпочитает отступление наступлению, видя в этом погибель французского войска, то есть действует по принципу святого воинства: не противиться злу — оно само уничтожит себя. Тот же мотив звучит и тогда, когда князь Андрей со своим полком стоит и ничего не предпринимает под обстрелом вражеских войск. Да и все Бородинское сражение можно считать толстовской версией Армагеддона. А вспомним сцену, когда няня во время родов маленькой княгини зажигает венчальные свечи Лизы и князя Андрея.
Венчальные свечи — это свечи общей души семьи, их можно зажигать только в самые тяжелые минуты жизни. Но в тот момент, когда няня зажигает свечи, врывается ветер и гасит их, и, как следствие, Лиза умирает. Другой мотив — мотив ангела: и Наташа, и князь Андрей хотят летать. Впрочем, религия Толстого не складывается только из христианства, у него есть мотивы и других религий. Так, можно заметить мотивы античных мифов.
Вот, например, тема мойр — трех парок, которые пряли нить жизни и отмеряли, сколько кому жить. Опять же вспомним: Лиза вяжет в салоне Анны Павловны; князь Андрей просит Наташу научиться вязать, но она роняет клубок, и князь Андрей умирает. Встречаются и мотивы славянской мифологии.
Так, например, Наташа и Соня гадают на суженого, а перед этим они переодеваются в гусара и черкеса — святочные мотивы. Князь Андрей, ищущий успокоения и сна, собирает полынь — символ забвения. Он также разговаривает с дубом — славянским деревом мудрости у предков.
Есть также и мотивы восточных религий. Князь Андрей — это «Пробужденный» . По Толстому, душа не постоянна, она все время меняется.
Это перекликается с даосским представлением о душе. Таким образом, можно сказать, что «Война и мир» — это книга книг, ее нельзя до конца понять и нельзя исчерпать все ее смыслы.
Мифологическая и библейская символика в «Войне и мире» Л. Толстого