Мифологическая основа комедии «Пигмалион». Динамизм действия и парадоксальность как неотъемлемые черты творчества драматурга
I. Мотивация учебной деятельности
Учитель. «Ему нравилось шокировать аудиторию, загонять читателей в глухой угол, сбивать их с толку, ему казалось, что таким образом он заставит их думать»,- писал Э. Гьюз. Так Б. Шоу «завоевывал» Англию, завоевывал читателей. И это ему удалось, особенно после выхода блестящей комедии » Пигмалион». Сегодня мы поделимся своими читательскими впечатлениями и сверим их с теми, которые имели читатели разных поколений и литературоведы.
II. Объявление темы и цели урока
III. Актуализация опорных знаний
1. Работа в парах
Пересказ и расширение сведений относительно биографии писателя. Озвучивание лучших ответов
2. Пересказ сюжета пьесы «Пигмалион» («цепочкой» или составление опорной схемы, «сюжетной цепочки»)
3. Обмен впечатлениями относительно прочитанного
IV. Восприятие и усвоение учебного материала
1. Сообщение ученика о древнегреческом мифе «Пигмалион и Галатея»
— как рассказывает древнегреческий миф, жил себе на Кипре царь Пигмалион. Был он знаемым скульптором и однажды вырезал со слоновой кости фигуру красивой девушки. Она была такой прекрасной, что Пигмалион влюбился в нее. И эта статуя ожила. По одному варианту мифа ожила от любви царя-скульптора, по другому — ее оживила богиня любви Афродита, жрецом которой был Пигмалион. Царь Кипра, конечно же, вступил в брак со своим созданием. Волшебная женщина, которую звали Галатея, со временем даже родила ему дочь…
2… слово учителя
— Пьеса Б. Шоу «Пигмалион» имеет и литературные аналогии, например, английский роман XVIII ст. «Приключения Перегрина Пик ля» Т. Смоллета, в котором изображена подобная ситуация: 16-летняя попрошайка становится частью научного эксперимента, который закончился скандалом. Английские детективы Шерлок Холмс и доктор Ватсон, как и Гиггинс и Пикеринг,- профессионалы, неженатые, образованные, уравновешенные, готовые к любым приключениям, экспериментам. Гиггинс, безошибочно определяя по деталям происхождения прохожих, очень напоминает Холмса. Есть и реальный прототип: известный английский фонетист, научный работник Генри Суит (Мир), который создавал универсальный алфавит и проникался проблемами английских диалектов.
3. Выполнение задач поисково-исследовательского характера
(работа в группах, по вариантам)
Группа исследует, в каком темпе происходит действие и что это дает постановке. (Примечание. Ученики должны определить продолжительность действия, частоту изменения событий. Действие динамическое, это придает ему живости, эмоциональности, любопытства).
II группа исследует парадоксы в пьесе. (Примечание. Ученикам нужно обратить внимание на такое: Девушка и леди отличаются лишь произношением; отец Элайзы был против буржуазии, пока сам не разбогател; профессор фонетики, который учит девушку аристократическим манерам, правильному произношению, сам очень неуклюжий, часто ругается; профессор старается изменить ее, но и она изменяет и воспитывает его).
V. Закрепление знаний, умений и навыков
Мини-викторина «Кто это?»
(определение героев по цитатам из текста)
— «не может быть никаких искренних чувств между такими, как вы, и такими, как я». (Элайза)
— «как это ужасно интересно: взять человеческое создание и сделать из него совсем другое, дав ему новую речь». (Гиггинс)
— «…если вам таки удастся выдать ее за герцогиню, я признаю, что вы наилучший педагог в мире и сам покрою затраты на ее обучение». (Пикеринг)
— «Какое вы имели право идти в полицию и заявлять на девушку, будто она какая-то воровка или утерянный зонтик? Как так можно?!» (Госпожа Гиггинс)
VI. Домашняя задача
Подготовиться к литературному диктанту по пьесе Б. Шоу «Пигмалион».
VII. Итог урока
Интерактивное упражнение «микрофон»
Закончите предложение:
— В пьесе я нашел (нашла) для себя…
— Наибольшее впечатление на меня произвели…
— Мне показалось смешным…и печальным…
Мифологическая основа комедии «Пигмалион». Динамизм действия и парадоксальность как неотъемлемые черты творчества драматурга