Милосердие у. Ф. М. Достоевского и М. Горького
Ф. М. Достоевский и М. Горький поднимают в своих произведениях вопросы о человеке, о его поступках, его нравственном и духовном облике. И вопросы о милосердии, сострадании, любви к людям не остаются без внимания. Что несет Милосердие людям? Помощь и освобожденное из-под власти обстоятельств или лишь кратковременное облегчение, а затем новый удар, разбитую жизнь и снова «дно»?
Может, человек только тогда «собственно человек», когда он стоит выше обстоятельств, выше чьего-либо мнения и не зависит от него, равно как не зависит и ни от чьего милосердия? Или человек слаб и Милосердие и сострадание ему просто необходимы, чтобы выжить в этом жестоком мире и не потерять надежды? Тема милосердия звучит уже в ранних романтических произведениях А. М. Горького. Она неразрывно связана с идеей любви к человеку.
В образ Данко Горький вложил идею о человеке, который все свои силы отдает служению народу. Чтобы вывести свой народ к свету, счастью, он приносит в жертву самого себя. Непонимание людей, их враждебное настроение причиняют Данко боль и обиду. Но вместе с тем он видит их страдание, их вечный страх, неспособность что-либо предпринять самим — и Милосердие и любовь к людям в Данко побеждают.
Данко осветил людям путь к свободе светом своего горящего сердца — во имя любви к ним! Данко ничего не требовал за свой поступок, ибо Милосердие бескорыстно, но запомнили ли люди этот урок на будущее? И в последнем эпизоде Горький наталкивает нас на вопрос: достойны ли были эти «осторожные» люди той жертвы, которую принес за них Данко? Чему научились они, что осталось в их душах, вспомнят ли они Данко, когда пройдет эта радостная минута освобождения? Горький считает, что человек не может чего-либо достигнуть, все время принимая чужую помощь, уповая на чье-то Милосердие, но только добиваясь всего сам, идя своим собственным путем.
Эту идею Горький продолжает и в пьесе «На дне». Ужасающа жизнь обитателей ночлежки. Кто-то из них смирился со своим положением, а кто-то еще живет надеждами на лучшую жизнь, хотя изменить свое плачевное состояние ничем не может.
Но появляется странник Лука. Роль Луки — роль утешителя. Он успокаивает Анну разговором о тишине после Смерти, Пеплу рассказывает о вольной жизни в Сибири, Актеру о бесплатных лечебницах.
Философия Луки построена на том, насколько опасна иногда бывает для человека правда и насколько спасительной иногда оказывается ложь. Эту философию спасительной лжи Горький полностью отвергает. Человек должен быть сильным, а сострадание унижает его. В костылевской ночлежке разворачиваются трагические события. Сама суровая правда жизни опровергает утешительную ложь Луки.
И все же здесь есть и другая сторона медали. Лука старается дать погибающим людям хоть какую-то надежду. Он несет им хоть небольшое, но облегчение. Но своим милосердием и состраданием он не указывает ночлежникам пути к освобождению, не призывает их на борьбу, а, наоборот, предлагает смириться.
А смиряться никак нельзя, нельзя отдаться на волю обстоятельств, слепо следовать по течению. Ведь это именно внешние обстоятельства, жестокие условия жизни бросили героев пьесы на «дно». И если человек не совладал с обстоятельствами, споткнулся, то ему неминуемо грозит «дно», нравственная, а нередко и физическая гибель. В такие ужасные, жестокие условия помещает своих героев и Ф. М. Достоевский.
Человек удивительной моральной чистоты и любви к окружающим, князь Мышкин — герой романа «Идиот». Это человек необыкновенно высокой духовности. Он посвятил свою жизнь борьбе за «восстановление» поруганного человека. Но достигает ли он своих целей?
Ведь женщина, спасению которой посвятил себя герой Достоевского, погибает. Моральная проповедь человека, его служение людям остаются, кажется, безрезультатными, бесплодными, да и могло ли быть иначе, мог ли один человек своей любовью и стремлением помочь людям изменить мир? Страшную жертву приносит героиня другого романа Ф. М. Достоевского — Соня Мармеладова. И опять возникает вопрос о необходимости милосердия: оправдывается оно или нет?
Соня погубила себя, но спасла ли она кого-нибудь? Нет, отвечает Раскольников. «Вечная Сонечка, пока мир стоит», жертва, ужас которой в том, что она бессмысленна, не нужна, ничего не меняет,- так понимает судьбу Сони Р. Раскольников. Но Достоевский видит в судьбе Сони нечто иное…
Раскольников беспощадно карает мир своим личным судом но он ничего не пытается в нем изменить. И в отличие от Раскольникова жизнь для Сони — в ее служении людям. Соня действительно отдает все.
И эта жертва, на первый взгляд, действительно может показаться напрасной: ведь гибнет Мармеладов, умирает Катерина Ивановна. Соня не может противостоять лужиным и восстановить человечное в свидри-гайловых. Но… Она поддерживает падших на грани их окончательного падения, вносит свет в их жизнь. Можно сказать, что это именно Сонечка Мармеладова спасает Раскольникова, хотя он и сам шел навстречу своему спасению.
Раскольников начинает новую жизнь. И, конечно, свой будущий подвиг Раскольников сможет совершить только на пути «ненасытимого сострадания» к человеку, открытого ему Соней. Будущий подвиг может быть только подвигом человеколюбия, а не ненависти. И Достоевский, и Горький в своих произведениях ставили вопрос о милосердии как о свойстве души человеческой.
Их позиции в той или иной степени выявляются в их произведениях. Ну, а сам вопрос о роли милосердия, по-видимому, останется неразрешимым.
Милосердие у. Ф. М. Достоевского и М. Горького