«Милый друг», анализ романа Ги де Мопассана
Роман «Милый друг» был написан Мопассаном в 1885 году. В нем французский писатель обратился сразу к нескольким классическим проблемам, тесно связанным с главной идеей произведения — попыткой показать человеческую натуру, развращенную материалистически настроенным обществом.
Главный герой романа — бывший военный, Жорж Дюруа проходит сложный карьерный путь от рядового служащего Северной железной дороги до главного редактора самой влиятельной парижской газеты «Французкая жизнь», зятя миллионера Вальтера и будущего депутата. Начавший свое восхождение с простого желания иметь возможность есть каждый день, Дюруа с каждым социальным достижением не перестает обрастать новыми мечтами. Главным героем все время движет одно и то же чувство — зависть: Жорж завидует общественному положению Форестье, многомиллионному состоянию Вальтера, министерскому статусу Ларош-Матье.
В первой части романа начинающий журналист пытается добиться общественного признания, положения и богатства собственными силами. При этом он уже мечтает о том, чтобы «сделать хорошую партию», женившись на женщине — умной, богатой или влиятельной. Поняв, что самому ему не пробиться, во второй части романа Дюруа начинает победоносное шествие «по трупам»: он делает предложение Мадлене рядом с еще не остывшим телом Форестье; он соблазняет г-жу Вальтер, узнав о ее чувствах к нему; он заручается согласием Сюзанны на брак, еще будучи женатым на Мадлене.
При этом на протяжении всего повествования Жорж встречается с Клотильдой де Марель — своей первой великосветской любовницей и, как выясняется ближе к концу романа, настоящей любовью. С Клотильдой его объединяет родство натур. В этой женщине, целиком и полностью сосредоточенной на себе и своих удовольствиях, Жорж ценит как телесную красоту, так и внутреннюю независимость: только она позволяет себе спорить с ним , только она способна ничего не требовать от него и в то же время давать ему все и прощать ему все — оскорбления, побои, жизнь за ее счет, измены, женитьбы. Любовь к Клотильде де Марель — единственное искреннее чувство, живущее в душе Жоржа Дюруа.
Все остальные ощущения с корнем вырываются из него окружающей средой — несправедливой, стяжательной, лживой.
Художественная проблематика романа включает в себя осмысление не только личностных, но еще и социальных, и философских вопросов. Социальное начало «Милого друга» выражено в описании нескольких общественных классов: крестьянства , интеллигенции , политиков , знати . В своем романе Мопассан показывает, как в конце XIX века происходит размытие одних социальных рамок и формирования других: главный герой произведения, выходец из крестьянской среды, в начале становится военным, затем журналистом, потом знатным человеком.
Последнее получается совсем уж легко: Жорж меняет свою фамилию с Дюруа на Дю Руа де Кантель , начинает подписывать ею свои статьи и со временем все привыкают к его новому социальному статусу.
Критика французского общества, развращенного деньгами, свободой нравов и погоней за властью, тесно соприкасается в «Милом друге» с Темой смерти. О ней с Жоржем как-то заговаривает старый поэт Норбер де Варен. Одинокий творец пытается донести до своего юного друга, что жизнь — бессмысленна. Рано или поздно каждый человек начинает приближаться к смерти. Норбер де Варен не верит в Бога.
Единственное, что утешает его страдающую душу, — творчество. Отношение Жоржа к религии в романе можно проследить только в эпизоде встречи с г-жой Вальтер в Троицкой церкви. С одной стороны, главный герой романа восхищается молитвенной страстью неизвестной ему бедной женщины; с другой — иронизирует над мнимой религиозностью знатных дам, заводящих «шашни перед алтарем».
Роман «Милый друг» в высшей степени Реалистичен. Мопассан с величайшей тщательностью описывает внешность своих героев, окружающие их пейзажи, с мастерской точностью выписывает диалоги. Последние максимально приближены к жизни.
Герои романа говорят друг с другом на простом языке, лишенном излишней литературной патетики.
Психологизм «Милого друга» тесно связан с раскрытием художественного Образа главного героя. Мопассан периодически показывает читателю душевные терзания Жоржа Дюруа: его радость , его страх , его ревность , его понимание истинной природы вещей , его зависть . Образ Жоржа Дюруа — это образ беспринципного негодяя, идущего по головам к своей цели, но…
Многие поступки героя обусловлены самой жизнью: он пытается заработать, чтобы прокормить себя; он предает Мадлену после того, как она изменяет ему с Ларош-Матье; он входит в семью Вальтера с целью добиться, наконец-то, уважения к себе, как к личности.
«Милый друг», анализ романа Ги де Мопассана