Мир безобразного и прекрасного в сказке Гофмана «Крошка Цахес по прозванию Циннобер»
Э. Гофман — выдающийся прозаик немецкого романтизма. Его остроумные, химерические по смыслу новеллы и сказки, удивительные перипетии в судьбах его героев, ошеломляющие переходы от реальности к фантастике отбивают волнение и растерянность романтического писателя перед окружающим миром и вместе с тем трагедию великого писателя, который задыхается в тяжелой атмосфере феодально-мещанской Германии в печальную пору наполеоновской реакции. Гофман, как никто другой, демонстрирует своим творчеством многогранность возможностей романтизма. Он же просматривает основные идеи романтизма и возвышается над ними, открывает новые горизонты. Подтверждает это и его знаменитая сказка «Крошка Цахес по прозванию Циннобер». Действие происходит в некотором государстве, выдуманном Гофманом. Но сказка не оставляет сомнений в том, что речь идет о Германии. В этом государстве процветают никчемные лакеи и чиновники, псевдоученые, например, Моше Терапин, который запер всю природу в маленький компендиум, так что всегда мог им пользоваться и на любой вопрос добыть ответ. Итак, тема этой сказки социальная. В ней заложен глубокий смысл, воплощенный в необыкновенной судьбе Цахеса.
Крошка Цахес — жалкий урод, который родился у попрошайки, и без того оскорбленной судьбой крестьянки. Фея Розеншен пожалела несчастную женщину и решила помочь ее мальчику, воткнув в его темя три золотые волосинки. Именно они и стали причиной многих бед.
Жалкий урод со стариковскими чертами лица, не способный ни ходить, ни говорить, похожий на редьку, вдруг стал привлекать общее внимание. Священник усыновляет его. Когда Цахес становится студентом, он всем кажется статным, красивым, талантливым, хотя ни внешность его, ни ум не стали лучшими. Во время чаепития у профессора Моше Терапина пронзительное мяуканье Цахеса приписывается поэту Бальтазару, влюбленному в дочь профессора Кандиду, зато стихи поэта о любви соловья и ярко-красной розе — крошке Цахесу, и все единодушно восхваляют его. Ему же аплодируют и за виртуозную игру прославленного скрипача Винченцо Скокка.
Цахесу ставят отличные оценки за ответы Пульхера во время конкурсных испытаний на должность в министерстве иностранных дел, а Пульхеру сообщают, что он провалился.
Цахеса назначают на высокую должность, награждают орденской лентой за доклад, подготовленный чиновником министерства Адрианом. Итак, кто бы не сделал что-нибудь талантливое или просто удачное, за все это благодарят и награждают урода Цахеса, а все плохое, что происходит из-за Цахеса, приписывают другим людям.
Как видим, сказку можно назвать социальной, она наталкивает на такой вывод: у кого деньги, хоть он и никчемный, тот может присвоить себе плоды и талант других, его уважают, восхищаются им, приписывают разные добродетели, а недостатки не замечают.
Как же удалось расправиться с Цахесом? Бальтазар во время венчания Цахеса с Кандидой вырывает у него золотые волосинки, бросает их в огонь, и призрак исчезает. Цахес, спасаясь от возмущенной гурьбы, бесславно тонет в ночном горшке. Бальтазар вступает в брак с Кандидой, Альбанус дарит им к свадьбе дом. И в конце сказки звучит гофмановская ирония. Розеншен дарит Кандиде кораллы, надевая которые, Кандида «уже никогда не могла бы быть разгневана бездельем, плохо завязанным бантом, плохой прической, пятном на белье». Добрый поступок феи Розеншен приводит к плохим последствиям, но зло не распространилось бы дальше, если бы в государстве князя Пафнутия не было бы для него благодатной среды.
Мир безобразного и прекрасного в сказке Гофмана «Крошка Цахес по прозванию Циннобер»