Мир глазами Поля Верлена
Поль Верлен, сын французского офицера невысоких чинов, родился в Меце. В раннем детстве странствовал с отцом и матерью по разным гарнизонам. В 1851 г. отец вышел в отставку и семья поселилась в Париже. Верлена отдали в пансион, он посещал классы лицея Бонапарта (переименованного в лицей Кондорсе). В 1862 году среднее образование было окончено, Верлен получил звание бакалавра и записался на лекции в училище правоведения, но занимался там лишь два или три семестра. Далее он пошел на службу — сначала в страховое общество, потом в одну из парижских мэрий, а затем перешел в городскую управу, где работал до лета 1871 года.
Отец его умер в конце 1865 года, сильно подорвав неудачными коммерческими предприятиями материальное положение семьи (мать Верлена имела хороший материальный достаток, который доходил сначала до 400 тысяч франков, около 150 тысяч карбованцев золотом, но ко дню ее смерти в 1886 году у нее уже не осталось ничего). В 1869 году Верлен познакомился с Матильдой Моте и осенью 1870 года в первые недели франко-прусской войны, вступил в брак с ней. Семейная жизнь в скором времени усложнилась. Очевидное несоответствие интеллектуального и культурного уровня не дало возможности мужу и жене стать близкими. Кроме того, Верлен уже тогда начал пить и это послужило причиной ряда семейных конфликтов.
В дни Коммуны Верлен не оставил, как много других чиновников, своей должности в городской управе и, таким образом, стал «коммунаром». Впрочем, со многими деятелями Коммуны, в том числе с будущим ее грозным прокурором Раулем Риго, он был знаком еще в студенческие годы, встречаясь на лекциях и в кабаках, а с Ксавье Рикаром дружил. После ликвидации Коммуны Верлен, опасаясь репрессий, оставил службу и Париж и жил, спрятавшись, в семье тестя. К этому времени относится его знакомство и дружба с Артюром Рембо, которая привела к катастрофе.
Рембо, тогда еще семнадцатилетний юноша, но уже зрелый и замечательный поэт, после нескольких неудачных побегов из родительского дома (его семья жила в Шарлевиле) в Париж, прислал Верлену, единственному, кого он «признавал» из современных ему поэтов, свои стихи и просил принять его. Верлен был восхищен стихами и отворил перед юным поэтом двери своего дома. Рембо поселился у Верлена. Это внесло новый разлад в семейную жизнь последнего. Рембо отличался тяжелым характером, был грубый и горячий. Верлен же нашел в нем ту родную душу и то понимание, которых ему не хватало. Друзья проводили время в бесконечных прогулках, беседах, попойках, в результате чего отношения Верлена с женой разладились окончательно.
Верлен и Рембо отправились в Бельгию (летом 1872 г.), потом в Лондон, где жили до весны. Верлен часто встречался с эмигрантами-коммунарами, которые жили в Англии. В дальнейшем усложнились отношения с Рембо, который решил расстаться с Верленом. Тот, находясь в истерическом состоянии, умолял друга остаться с ним, но после категоричного отказа сделал два выстрела и легко ранил его в руку. Во время второй попытки достать оружие Рембо позвал на помощь. Полиция задержала Верлена, найдя при нем оружие. Верлену предъявили обвинение в покушении на убийство и осудили на двухлетнее заключение. Отбыв наказание, он вернулся во Францию, некоторое время жил в селе у родственников, потом уехал в Англию, где провел два года, занимаясь преподаванием французского языка в разных школах.
Его жена за время заключения успела получить развод и навсегда разлучила его с сыном, который родился в первый год их брака. Верлен тосковал по ребенку, и это было одной из причин нового перелома в его жизни. Среди его учеников был Люсьен Летинуа, сын фермера. Верлен пылко привязался к юноше, будто видя в нем утраченного сына, и, когда Люсьен закончил колледж и должен был уехать на родину, Верлен решил не расставаться с ним и стать фермером.
Крестьянина из Верлена не вышло. Физически слабый, лишенный настойчивости, он вел дело кое-как, отдавая преимущество прогулкам, беседам с Люсьеном и написанию стихов. В конце концов Верлен бросил ферму и поехал с Люсьеном в Лондон. Осенью 1881 г. друзья попали в Париж, где Верлен восстановил литературные знакомства и быстро стал приобретать популярность. В скором времени, отбывая военную обязанность, Люсьен заболел тифом и умер, а Верлена поглотило безутешное горе. Несколько лет Верлен жил в Париже, ведя серое и бедное существование, безуспешно старался снова устроиться на службу и потом внезапно снова решил «сесть на землю». Снова был куплен клочок земли, и Верлен поселился вместе с матерью в селе.
Дела шли плохо. Верлен много пил, отношения с матерью стали портиться, и однажды Верлен грубо обошелся с матерью, за что попал под суд и сел на месяц в тюрьму. Из тюрьмы он вернулся в Париж, и начался последний период его жизни — период бродяжничества, пьянства, попрошайничества (в скором времени умерла его мать, и последняя опора его исчезла). Верлен становится «богемой» в полном понимании этого слова, завсегдатаем кабаков, дружит со всяким сбродом, живет на чердаках и в подвалах и весь свой нерегулярный заработок тратит на алкоголь. А слава его приобретает уже бесспорные очертания. В 1894 г. умер Леконт де Лиль. Журнал «La plume» предложил поэтам избрать ему «наследника», «короля поэтов». Поэты откликнулись, и большинство голосов получил Верлен (77 против 38, отданных за Эредиа). Но «корону» судилось ему носить недолго. Уже давно больной артритом, он умер 8 января 1896 г. Похороны его взяло на себя правительство, и в речах, произнесенных над его могилой, его уже называли великим.
Литературное наследие Верлена довольно-таки большое: 30 книг стихов и прозы, собранные в шесть объемных — по 400-500 страниц — томов полного собрания сочинений. Литературная ценность этих книг далеко не равнозначная. Проза Верлена имеет лишь историко-литературное и биографическое значения. Его «Исповедь», «Мои тюрьмы», «Мои госпитали» является ценным, хотя не бесспорным, биографическим источником.
Его «Записки вдовца» представляют собой сборник фельетонов на разные темы, зарисовок, размышлений о случайных предметах, например, хвалебное слово искусственным цветам и т. д. Это тоже интересно, это прибавляет штрихов к образу Верлена, это в чем-то обогащает наши знания (например, статья «Современный Парнас» позволяет ощутить литературный «дух» эпохи), но все это — для историка или литературы, для литературного гурмана. Несколько книг — наиболее ценное достояние мировой поэзии, первоклассные достижения гениального мастера, прекрасные сами по себе, они продолжают влиять на нас и сейчас. Гениальность Верлена в том, что ему было дано увидеть и ощутить мир совсем по-новому — так, как стали видеть и ощущать его следующие поколения поэтов, вплоть до наших дней.
Мир глазами Поля Верлена