Миражи и явь Куликова поля
Урок по рассказу А. И. Солженицына «Захар-Калита» проводится мною в седьмом классе. Обычно он изучается в более старших классах, но и ребята среднего звена достойны хорошей литературы, они уже в состоянии понять замысел автора, высказать свои соображения, иногда очень неожиданные. Предыдущий урок посвящен биографии А. И. Солженицына.
Для Тульской области изучение «Захара-Калиты» важно еще и потому, что это произведение является частью «регионального компонента».
Ход урока
Вступительное слово. Сегодняшний урок — это первая встреча с творчеством А. И. Солженицына. Мы будем говорить о его рассказе «Захар-Калита».
Невозможно понять это произведение, не зная исторических событий, которые упоминаются в рассказе. Поэтому сначала вспомним историю. Сделаем это, ответив на вопрос: Что вы думаете о названии рассказа — «Захар-Калита»? Кто такой Калита?
Деда Дмитрия Донского Ивана называли Калита . Некоторые считали его жадным, потому что он понапрасну не тратил деньги. Но потом оказалось, что благодаря его сбережениям русские войска смогли подняться на Куликовскую битву.
В Москве появилась при Дмитрии первая серебряная монета.
Из сообщения о митрополите Алексии: «По Божьей воле возвысится и Русь. Много испытаний на ее долю выпало, сколько пожаров Москва претерпела. А сейчас и свою серебряную монету имеем, Кремль-крепость каменную возвели.
Не потратил на пиры Дмитрий серебро деда, Ивана Калиты. Митрополит Алексий сохранил его, и обернулось серебро белым камнем Кремля».
Справка для учителя. Мы обычно слушаем короткие сообщения учеников об исторических личностях, которые сыграли огромную роль в XIV веке для России: Сергий Радонежский, митрополит Алексий, Дмитрий Донской, Иван Калита. Но о них может рассказать и сам учитель. Основная мысль этих выступлений — только вместе, собрав военные, духовные, политические, экономические средства, можно победить серьезного врага.
Основная цель — показать единение русских воинов, князей, духовенства и простых людей.
Беседа с классом. Легко ли, по мнению автора, попасть на Куликово поле? Почему? Чтобы попасть на Куликово поле, оказывается, дороги должны «лечь». Можно просто посетить это место, послушать экскурсовода, запомнить исторические факты.
А можно открыть душу навстречу «безмолвному заповеднику» и чувствами «понять», о чем он безмолвствует.
Давайте наметим план нашего разговора. О чем мы будем говорить? Просто называйте «объекты», живые и неживые, детали, особенности, которые вас в рассказе заинтересовали, произвели впечатление.
Игла памятника. Неземная церковь. Две церкви.
Игра ударений в названиях. Местные и чужие. Смотритель Захар-Калита.
Варварство. Связь современности с Куликовской битвой.
Тема урока — миражи и явь в рассказе. Она раскрывается с помощью любого из названных вами образов. Проверим? Возьмем, к примеру, первые три образа.
Игла памятника то видна, то нет. Колдовство какое-то, ведь поле, а не горы. Кругом разруха, а церковь какая-то «неземная». Как сохранилась такая сказочная красота?
А при ближайшем рассмотрении оказывается, что купола просто ободрали. И она тоже совсем разрушенная, а не сказочная.
Из сочинения: «Все, связанное с Куликовым полем, то ли быль, то ли небыль. Каждый выбирай для себя, что милее, чему хочешь верить, а чему нет. Вот и путешественники, поднимаясь вверх, видят иглу в небо, стержень Куликова поля, а опускаясь, теряют его из вида. Да и церковь рядом как из сказки мерещится: с «неземными» куполами, прозрачная, воздушная.
Но есть и другая церковь, как «добрая крепость», построенная во имя Сергия Радонежского. И ее уже не спутаешь с миражом, потому что сплоченность русского народа, его героизм, Сергий Радонежский — это не миф. Не мираж и то, что жесть с неземных куполов ободрали, жить-то надо, но церковь все равно «невиданная», как душа русская».
Все мы знаем, что в слове «Куликово» ударение падает на третий слог. Почему же местные жители переносят ударение, ставят его в разных местах?
— Они хотят показать свою значимость близостью именно к тому самому полю. А у соседей ударение другое, значит, они не имеют отношения к их Куликову полю.
— Моя прабабушка именовала это поле Ку́ликовым, потому что птиц называла ку́ликами.
Из сочинения: «Неопределенность хороша тем, что дает работу сердцу и разуму. Вот и с названиями, оказывается, тоже путаница. Куликово или Куликово поле, Куликовка или Кулико́вка?
У местных жителей нет однозначного мнения, да и зачем оно, если все на свете не черное и белое, а разное, имеющее полутона».
Значит ли это, что местные жители враждуют, хотят переманить на свою сторону гостей, чтобы насолить соседям? Нет, конечно. Это же все миражи. Это как игра.
Все они — патриоты Куликова поля. И даже чужаки, приехавшие понять ценность и магию этого места, становятся своими. Потому что все мы — русский народ, и Куликово поле нас объединяет.
А как же всем известное русское гостеприимство? И здесь много миражей?
— Местные жители очень ревниво относятся к своему Куликову полю. Это для них не история, не памятное место, это в крови, это их жизнь.
— Поэтому Захар так недобро принимает чужаков, только потом понимая, что не чужаки они вовсе. Ведь Солженицын, ощущая связь с тем, четырнадцатым веком, пишет: «И мы ложимся, как скошенный хлеб. И гибнем под копытами».
— Потому что это мы — русские люди, это наша история, наша боль и победа ценою жизни. И это уже не «кажется маревом».
Давайте обратимся к образу главного героя рассказа — Захару-Калите. Все ли понятно в этом человеке? Если нет, задайте свои вопросы.
— Настоящий защитник или делать нечего? Любящий людей или одиночка? Законный смотритель или доброволец? Защищает памятник или втайне гордится тем, что на нем пишут?
Пойдет к министру или нет?
— «Смотритель» Куликова поля Захар — личность сложная. Иногда нелеп, даже смешон, но он — настоящий хранитель славы Куликова поля.
— Захар — не просто русский мужик, это гремучая смесь русской истории: длинная ситцевая рубаха , армейский ремень с пятиконечной звездой, брюки «диагоналевые», в сапоги заправленные , звездочка октябренка . Опять миражи.
— Солженицын, подчеркивая незаменимость Захара, называет его Калитой, как князя, проводя параллели со значимыми для России личностями. Захар — настоящий русский богатырь, потому что богат, но не деньгами, а памятью, своей нужностью, наконец, Книгой Отзывов.
— Нет, Захар — не князь и не богатырь! Он не богат, подумаешь, мешок. И Солженицын говорит, что «для богатыря был жидковат».
— Нет, Захар — богатырь! Только не знает, как жить, «как будто все легшие на этом поле легли только вчера и были ему братья, свояки и сыновья». И все, что он может хранить, — книгу, ведь даже когда спал, то полу с книгой «не мял под животом, а выпростал рядом на траву».
И это настоящий Захар.
— Да, Захар — богатырь, всегда готов к защите, только измельчал из-за отсутствия конкретного врага. Ведь туристы — не враги, хоть и построже с ними надо быть. А для настоящего защитника нет борьбы — нет смысла жизни.
Но он всегда на месте, даже ночью, потому что считает себя нужным только на Куликовом поле.
— Захар ругается на туристов, выгоняет из разрушенных храмов, но как-то не очень старается, создает мираж вокруг себя.
— Он дает шанс людям хотя бы так оставить свое имя в истории.
— Ему лестно, что их выбор пал именно на Куликово поле. Вот он себя и ведет хозяином, поднимая престиж святого для него места. Он же настоящий дипломат!
— Захар — это русский мужик с его вечной угрозой дойти до справедливого царя-батюшки, в данном случае — до министра культуры.
— Да никогда этого не случится! Автор сам говорит об этом: «Кричал нам в успокоение». У Захара нет ни желания, ни возможности.
Вот и олицетворяет он собой вечное русское ничегонеделанье и душевные муки. Так и мучиться ему всю свою жизнь.
— Может быть, правда в этом есть. Но не все так безнадежно. Для полноценной жизни у Захара все есть: и душа живая, и цель, и смысл жизни, пусть не глобальный.
Может быть, не хватает ему близких по духу людей. Не все его понимают. Но без таких людей не было бы и России. К сожалению, русские Захары встают во весь рост только в тяжелые, опасные для Родины времена. Но и сейчас Захар очень нужен.
Ведь он — «дух этого Поля, стерегущий, не покидавший его никогда». И этот дух — не мираж, а реальность.
Итоги урока. Учитель читает стихотворение А. А. Ахматовой.
Меня влекут дороги Подмосковья, Как будто клад я закопала там, Клад этот называется любовью, И я его тебе сейчас отдам. И в кронах лип столетняя дремота И Пушкин, Герцен. Что за имена! Мы близки от такого поворота, Где вся окрестность на века видна.
А там дорога, где Донской когда-то Вел рать свою в немыслимый поход, Где ветер помнит клики супостата И клич победы на крылах несет.
Домашнее задание. Написать сказку, рассказ, эссе на тему «Мое Куликово поле».
Ольга Александровна Медведева, учитель русского языка и литературы МОУ «СШ № 16» пос. Первомайский, Щекинский район, Тульская область.
Миражи и явь Куликова поля